Для семьи Леонида Григорьевича Курочки (по матери – Пашко) – лесничего Боковского лесничества, чьи корни остались на Наровлянщине, лес – не просто слово, а смысл и даже образ жизни. Доказательство этому – более 100 лет, отданных любимому делу. А если сложить трудовой стаж всей династии, то получится почти 300 лет!
Кто оказался в лесной отрасли первопроходцем, и кто продолжает дело предков сегодня, узнавала наш корреспондент.
По сути, у каждого представителя династии нашего почтенного лесовода есть свой веский аргумент для перехода на работу в лесную отрасль.
Причем все сложилось как-то само собой, а не по принуждению.
– Я лично никогда не думал, что судьба тесно свяжет меня с работой в лесном хозяйстве, – говорит лесник Владимир Муха. – Школа, училище, армия. Вроде все для меня складывалось как-то само собой. Служил во внутренних войсках. Мог бы и сверхсрочником остаться и в органы РОВД пойти, а когда все взвесил, то понял, что моя миссия в другом. Однажды попал на восстановление лесных культур после бурелома, почувствовал интерес к этому делу и таким образом предопределил свою будущую профессию. С тех пор прошло почти четверть века.
– Интересный факт остался и на моей памяти, – вспоминает о своем прошлом лесник Сергей Аврамчук. – Я подрабатывал дежурным на пожарной вышке в Боковском лесничестве еще будучи учащимся ПТУ-131, А когда окончил учебу, то и про полученную специальность каменщика напрочь забыл. Вернее, использую навыки только в бытовых личных целях. Профессиональную деятельность связал с лесхозом. Во вверенном мне обходе знаю все, что требуется от лесника. И на протяжении вот уже порядка 20 лет стараюсь справляться с поставленными задачами на должном уровне…
– Лет с 13 бегала с подружками на посадку леса в это лесничество, где работал мой дядя Леонид Григорьевич, – вспоминает о начале своей деятельности в составе коллектива Боковского лесничества уборщица Наталья Тарасевич. – Приходили на помощь лесничеству и всей школой, когда надо было восстанавливать культуры после бурелома в 1995 году. А потом, будучи взрослой, имея свою семью, решила сменить работу в роддоме на лесхоз. В лесничестве до ухода на пенсию работала моя мама. Работа технички подразумевает не только уборку внутри помещений, а еще и уход за территорией усадьбы, и за дендропарком. Также я принимаю активное участие в посадке лесных культур осенью и весной. Интересно наблюдать, как подрастают посаженные тобой деревья. Общение с природой – это позитивное настроение, понимание твоего вклада в большое дело…
– Несмотря на то, что практически мы с сестрой выросли в лесу, бегая следом за отцом, я долго не была готова к профессиональным переменам, – говорит мастер леса Марина Аврамчук (Курочка). – Наверное, надо было созреть для этого. Хотя за спиной осталось 16 лет работы в сфере торговли и общественного питания, однажды я приняла решение – все кардинально изменить. Даже самой интересно стало, что не боюсь учиться: уже есть диплом продавца, бухгалтера, а теперь и мастера леса (окончила Полоцкий лесной колледж), и думаю, что это не предел. Теперь, оглядываясь на прошлое, думаю: почему я не сделала этого раньше?! И главное, поняла, что лес – это то, что мне нужно! Это – эмоции, это – чистый воздух, это – красота и настроение, с которым приходишь на работу и забываешь обо всех житейских проблемах…
Крона и корни
– Любовь к лесу, – рассказывает Леонид Григорьевич, в первую очередь, где-то на генетическом уровне передалась мне от деда Адама, на долю которого выпало немало испытаний…
После Великой Отечественной войны по возвращении домой пришлось восстанавливать все заново, в том числе и лес.
Было непросто. Очень важно, что в силу подорванного войной здоровья, он не расстался с лесом, как был связан с ним до войны, а стал работать извозчиком в лесничестве. Когда выпадала возможность, брал меня с собой. Я уже тогда понимал, на какой земле живу и что леса – это величайшее богатство нашей Родины. На полную грудь вдыхал неповторимые ароматы леса то с ядреным запахом смолы в жаркий день, то с пряной горчинкой разнотравья в период цветения, и все крепче прирастал к лесу, как к своему краю, сердцем и душой. Для меня, подростка, такие поездки были за счастье. И уже тогда в 10-12 летнем возрасте, сидя с дедом на облучке, я не раз ловил себя на мысли, что природа – это весьма сложный живой организм, в котором гармонично сплетается в единое целое все от травинки до деревца, и вместе с тем – требует ухода и заботы, где главная роль отведена человеку…
Именно на это направлял свои усилия тогдашний лесничий вместе с моим дедом.
Адам Пантелеевич был строгим и серьезным человеком, и в наших судьбах сыграл немаловажную роль. Лес он считал отдушиной, где восполнялись силы, дышалось легко, а мысли строились в посильные планы. Он так смог передать любовь к зеленому другу, что по его примеру к лесу потянулись многие. Дед мог часами рассказывать всякие лесные истории, достойные пера писателя. В лесу знал каждую тропинку, учил ориентироваться по деревьям и ничего не бояться. Не было такого случая, чтобы не привез он внукам «хлеба от зайчика». Вкус и аромат той хлебной краюхи из детства, как и сам дед с его шутками-прибаутками, вспоминаются и теперь. Большой и щедрой души был человек…
От него и любовь к каждому деревцу пошла, укрепляя ее прочно корнями в лесных насаждениях и разрастаясь пышной кроной, как бы укрывая землю от горестей и невзгод.
– Выбор есть у каждого человека. Я свой сделал 50 лет назад в пользу леса.
Помню, как приехал к дяде Павлу в Гродно и намеревался подать документы в институт на факультет физкультуры и спорта.
Буквально несколько дней, проведенных рядом с ним, перевернули все мои намерения. Пересмотрел специальную литературу, которой был наполнен его рабочий кабинет, сходил к нему на работу, пригляделся к лесоводам в красивой форме и вернулся к тем истокам, которые в детстве заложил дед Адам. И вместо факультета физкультуры и спорта подал документы в Полоцкий лесной техникум. В 1972-м году с новеньким дипломом со специальностью техник-лесовод прибыл по распределению в Лельчицкий леспромхоз (поближе к дому). А буквально через несколько месяцев по предложению соседа Валерия Владимировича Ведьгуна, который работал в Мозырском лесхозе помощником лесничего, записался на прием к директору хозяйства. И теперь вспоминаю, насколько уважительно относился Григорий Елисеевич Бондарь, заслуженный лесовод БССР, к тем молодым людям, которые отслужили в армии. По его убеждению, если ты отдал военный долг Родине, то будешь способен выполнить любую поставленную задачу. Я был назначен помощником лесничего Боковского лесничества, а с 1974 года возглавил данное подразделение, где работаю и по сей день…
– Благодарен ли я судьбе за то, что все так сложилось? (Как будто сам себе задает вопрос наш собеседник и сразу же отвечает на него).
– Ну, конечно же, благодарен.
Даже не представляется возможным подсчитать, сколько за такой период удалось посадить деревьев.
Если в среднем мы восстанавливаем лесные культуры на площади 70-80 га, а на одном гектаре высаживается до 8 тысяч сеянцев, то, пожалуй, это будет порядка 70 миллионов сеянцев, которые произрастают сегодня на восстановленных площадях территории Боковского лесничества, – подвел итог нашей беседе Леонид Григорьевич Курочка.
Лесничий Боковского лесничества Л. Г. Курочка ежедневно мобилизует свою сплоченную команду на решение поставленных задач на главном месте, среди которых: уход, сплошные санитарные рубки, заготовка древесины, подготовка площадей под восполнение культур вследствие вырубок из-за нашествия жука короеда. Коллективу удается решать поставленные задачи и занимать свою высокую позицию в рейтинге среди подразделений Мозырского опытного лесхоза. Немало бонусов за почти полувековую деятельность есть и в его личной «коллекции». Так, на зеленом кителе Леонида Григорьевича Курочки поблескивают медаль «За трудовые заслуги», врученная ему Президентом страны в 2011 году, знак классности «Ляснічы I класа», медаль «80 год лясной гаспадаркі» и, пожалуй, среди них самая значимая – почетное звание и нагрудный знак «Ганаровы лесавод».
По мнению Леонида Григорьевича, у труженика лесничества много задач, но главная обязанность — вовремя сажать лес, постоянно возобновлять его. А по большому счету, каждый должен делать свое дело на совесть, каждый должен жить этим так, как требует его сердце.
Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.