«Я получил эту роль…

312

…мне выпал счастливый билет».

Словами из песни Юрия Шевчука может сказать о себе директор Скрыгаловского сельского дома культуры Георгий Владимирович ЯБЛОНСКИЙ. В деревне, отвечая на наш вопрос, кто здесь является интеллигентом, чтобы побеседовать с ним о работе, жизни и духовном, практически все, не сговариваясь, назвали это имя. В плотном графике Георгий Владимирович нашел для нас время, чтобы рассказать о наболевшем, огорчающем, радующем…

«Вечный зов родного края…»

— Я родился в Мозыре, но считаю себя сельским жителем. Учился в Скрыгаловской средней школе, здесь же закончил музыкальную школу. Поехал на учебу в Гомель, сегодня это «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского», призвался в армию, после службы восстановился. Естественно, на работу пришел в нашу деревню, работал в школе учителем музыки, затем перешел в клуб. Отучился в Минске в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка и вновь вернулся сюда. Директором клуба работаю уже 26-й год.

После катастрофы на ЧАЭС в Скрыгалов переселили людей из Наровлянского района — так я встретил свою жену, и мы работаем вместе: Тамара Арсентьевна — художественный руководитель нашего клуба.

— Извините за прямой вопрос: почему приехали сюда вместо того, чтобы перебраться в город практически «как все»?

— Не скрою, возможности были: меня забрали в гомельскую филармонию, но я потерял голос, месяц провел в больнице. Наглядно почувствовал, что это такое — перспектива остаться без работы в любой момент, это опасная вещь. Поэтому от этой идеи отказался, не стал делать открепление и приехал в Скрыгалов по направлению. И здесь события развивались быстро: женился, через год родился ребенок. Было сложно, но меня и поддержали, и удержали. Село было большое, людей много, работа интересная и увлекательная. Мы давали концерты по всей Гомельской области. А потом родился второй ребенок, и я укоренился окончательно. Пришел к выводу: что тебе Судьбой предначертано, то и сбудется, как ты ни пытайся найти что-то иное. Считаю, что у меня все сложилось в итоге удачно, и я не жалуюсь.

Это сегодня, к сожалению, в деревне молодежи делать абсолютно нечего, потому что все отталкивается от работы. Трудиться за 200-300 рублей, когда у тебя айфон за 800 рублей? Единственное рабочее место — филиал «Эксбаза «Криничная», еще школа, детский сад, амбулатория — но и сюда приезжают из города. Нужны производства. Недавно частник открыл свое предприятие на территории бывшего кирпичного завода — взял 15 человек. Неплохо, пусть все у него получится, но одно производство погоды не делает.

И это проблема не только деревни, но и города — молодые люди ищут работу более денежную. Выпускники нашей школы, поступая на учебу в профессиональные лицеи и колледжи, выбор объясняют просто: «Надо деньги зарабатывать…»

— Когда вы поняли, что «Скрыгалов — это мое»?

— Знаете, работа настолько захватила, что и задумываться о смысле жизни было некогда. Создал у нас эстрадный коллектив, в соседних Балажевичах собрал из 18 бабушек еще одну творческую команду. Тогда все-таки население было более поющее и тянулось к культуре.

И отношение к нам было другое. Планерки проходили у председателя колхоза, на них приходили и мы из клуба, из школы, больницы, детского сада… И это, на мой взгляд, было правильно: у кого есть финансовые возможности, техника — тот и должен напрямую на правах хозяина распределять ресурсы. Но и мы, когда нужна была помощь колхозу, вывешивали на здание клуба объявление «Все работники находятся на сельхозработах по такому-то адресу» и отправлялись на наши 10 гектаров бураков. Работали вместе, рядом трудился председатель колхоза, и это было правильно и естественно. Да, водка была и тогда, но ее не было видно, потому что люди знали, когда делу время и не путали песни с танцами. После работы накрывали стол, тут же появлялся баян, начинались песни — люди сплачивались, потому что были взаимосвязаны в работе и отдыхе.

А сейчас мы как-то разошлись по отдельным структурам — образование, медицина, культура… А ведь цель-то у нас одна!

Считаю, это правильное решение — заниматься детской занятостью летом. И если школа на ремонте, то эту задачу берет на себя культура, наш клуб. Что важно: не только дети узнают для себя что-то новое о своем крае, но и родители знают, где их дети, и спокойно работают.

С детьми главное быть рядом, чтобы возникло здоровое общение. На детей вообще большая надежда: люди сегодня тяжелые на подъем, идут в соцсети, чтобы с соседом через дорогу поговорить, но когда их девочки и мальчики выступают на сцене, то невольно и сами идут, и вытягивают из дома в клуб своих родных и знакомых к здоровому общению.

Кроме детей, у нас есть замечательные пенсионеры, практически все — сельская интеллигенция. Есть коллектив любительского пения «Хорошее настроение». Раз в месяц собираемся, обсуждаем дела, даже концерты себе устраиваем.

Но боюсь, что через несколько лет будет не с кем работать. Сегодня еще держаться деревни, которые возле города — Прудок, Слобода…

Важнейший из клубов

— Первые ассоциации с деревней: колхоз, сельпо, сельский клуб…

— Так и есть. Сейчас идет уборка на полях, приезжаем с концертами в перерыв. Люди обедают, мы их приветствуем: «Вы ешьте, но представьте, что вы в ресторане!» Подняли настроение, они — по комбайнам, мы — в новый путь. Это необходимо, это важно. Впереди новые концерты. К нам приезжают из других деревень и даже из города. Говорят, что за душевной атмосферой. Мы принимаем всех. Городские дети, приехавшие к бабушкам, тоже идут к нам, приводят родители — все участвуют в наших представлениях.

— Культура «в свободное время ходить в сельский клуб за культурой» сохраняется?

— Несомненно. Есть у меня женский коллектив, они говорят просто: «Хотим в клубе посидеть, посплетничать…» Но время проводят с пользой: и попоют, и поразговаривают, и по моей просьбе для клуба что-нибудь вышьют и оформят.

Мужчины собрали свой клуб, который так и назвали — «Мужики». Приглашали к себе мозырский спортивный клуб «Старт», есть в селе энтузиаст, который ездит к ним на занятия по настольному теннису. Пришли дети, посмотрели на игру мастеров — на следующий день попросили у меня ракетки. У нас ведь есть условия и для занятия спортом, всем идем навстречу. 

— Считается, что интеллигенция должна играть некую роль, нести какую-то миссию. Но сегодня вам не надо читать письма сельчанам, потому что все грамотные, у всех есть радио, телевидение, интернет, поэтому «растолкуй нам, милок, что в мире деется» тоже не актуально… Вы чувствуете свою особую роль в жизни деревни?

— Однажды довелось услышать признание от одной уважаемой семьи, которая приходит к нам на все мероприятия: «Знаешь, Георгий, а ведь нам с тобой повезло!» Признаюсь честно: мне это понравилось. Задумался, что все-таки здорово, что здесь работаю. В городе мог бы стать посредственностью, затеряться, а в деревне нашел себя.

Думаю, это не у меня надо спрашивать, как меня здесь воспринимают, но уверен, что я на своем месте. Приходилось не раз слышать от людей, уже приготовившихся к уходу в мир иной и подводящих итоги: «Главное, чтобы не прокляли…». Конечно, так далеко я еще не задумывался, но надеюсь, что вспомнят добрым словом.

И потом, я в Скрыгалове не единственный интеллигент. Есть и школа, много учителей-пенсионеров. Замечательная семья Карпеш: Ольга Исааковна была у меня директором школы, а ее муж Сергей Васильевич — мой учитель. Они образец для подражания во всем, от повседневного поведения до отношения к жизни. Сегодня, когда я уже не их ученик, а коллега, как равного принимают в свой разговор — и узнаешь столько интересного!

Мне клуб дает необходимое общение, меня все знают. А я еще больше людей знаю, особенно когда в городе здороваются совершенно незнакомые, но они видели меня на сцене, в работе. Мы ведь свою деревню представили и прославили во многих местах Беларуси.

— Если попробовать говорить пафосно, то в чем вы видите свою миссию? Нести культуру в массы?

— Развлекать людей. Создавать хорошее настроение. Люди приходят и приезжают порой с тяжелыми мыслями, но после наших песен под баян у них лица светлеют.

— Если говорить о народной культуре, то можно ли сказать, что село по-прежнему ее источник и хранитель?

— Этнографические экспедиции приезжают, но деревня деревне рознь. Скрыгалов по возрасту идет, пожалуй, следом за Мозырем, но здесь постоянно менялись люди. До революции это было еврейское местечко, но войны полностью поменяли картину, сегодня все местные жители — приезжие, а прежний культурный пласт утерян и уже не вернется. Поэтому если искать нечто исконно полесское, надо ехать в Жаховичи, Балажевичи — там есть преемственность поколений. В области проводятся этнографические и культурные фестивали — Лясковичи, Ельск, Мозырь («Земля под белыми крыльями»). Можно и нам придумать и проводить что-то свое, но это тяжело — нужна поддержка: финансовая, техническая, моральная. Солидная материальная база. Личная заинтересованность руководителя, понимание, что мы делаем важное дело. Но сегодня все считают в первую очередь деньги. В Автюках местный фестиваль юмора три года не проводился, например.

Обмениваемся концертными выступлениями с другими сельсоветами, очень хорошо, что к нам из Мозыря каждый месяц приезжают артисты. Люди видят разнообразие: мне особенно запомнился коллектив старинной музыки из музыкальной школы. Сомневались, что у нас это будет пользоваться вниманием, но народ наш был в восторге.

— Если попытаться сделать рекламу: почему стоит переезжать в деревню на жительство?

— Старшее поколение уже давно едет в село, оставляя квартиры в городе молодым семьям. Ради романтики приезжают те, кому деньги уже не интересны, зато появилась другая система ценностей, и можно уже восхищаться картинами нашей природы.

Приятно, что все приезжие приходят в наш клуб, мы рады всем. В прошлом году один из наших гостей на один из праздников даже организовал салют за свой счет — настолько ему наше веселье понравилось.

Так что «и стоило жить, и работать стоило».

Дмитрий КУЛИК.

Фото Александра СОЛОДКОВА.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: