Мозырский педагог по декоративно-прикладному творчеству Ирина Валентиновна Приходько рисует очаровательные сюжеты в подъездах и на фасадах жилых домов – многие из ее рисунков вы наверняка видели.
Давайте познакомимся поближе с их автором.
Ирина Валентиновна – человек не случайный в мире изобразительного искусства.
По образованию она педагог, закончила Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина по специальности обслуживающий труд и изобразительное искусство. Работает в Мозырском центре творчества детей и молодежи – ведет объединения по интересам «В мире кукол» и «Народная кукла». Хобби – шитье кукол – стало работой, а следом появилось и новое увлечение, о котором и пойдет речь в этом материале.
– Я рисую с детства, впервые взять в руки кисть побудил папа, – рассказывает Ирина Валентиновна. – Закончила художественную школу, поступила в университет… Я училась разным направлениям живописи, но моими любимыми стали графика и портрет. Люблю шить и с радостью учу этому детей.
Мне нравится работать с ними: дети приходят творческие, увлеченные, они часто и сами предлагают неординарные идеи. Вдохновляют и придают сил.
А у нас в доме – Лондон!
Как любой живописец, Ирина Валентиновна чувствительна к эстетике окружающего пространства.
В какой-то момент у нее возникла идея расписать стены собственного подъезда. Соседи поддержали начинание. Так вместо тусклой краски жильцов и гостей дома стал встречать рисунок с цветами, веткой сакуры, стилизацией под каменную стену. Затем моя собеседница уговорила свою маму на эксперимент со стеной в квартире – получился 3D (с эффектом объема) рисунок: окно с видом на море.
А дальше сработало сарафанное радио: соседи рассказали своим знакомым о художнице, которая мастерски преображает скучные подъезды. Ирине Валентиновне позвонили с просьбой взяться за раз- рисовку стены.
Она приехала на место, поговорила с председателем ЖСПК-70 Сергеем Алексеевичем Жилиным.
Он попросил нарисовать что-то с мозырскими мотивами на стене. Художница сделала эскиз, показала, председатель одобрил, и работа пошла. Потом и фасад разрисовала: взяла в помощники подругу, тоже педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству. На фасаде дома появились те самые зверюшки: коты и собачки. Ирина с улыбкой отмечает, что пока работали, прохожие обращали внимание, подходили, делали селфи с рисунками.
А это спецзаказ председателя жилищного кооператива Сергея Алексеевича Жилина: он сам нашел рисунок и попросил изобразить на стене у подъезда. И чтобы обязательно было написано «ЖСПК-70»! Ирина Валентиновна смеется: – Жильцы подходили, говорили: «А похож… Только очки надо. Хотя нашего Алексеича и так узнают!»
Дальше был дом для многодетных семей на улице Тимофея Абрамова: на стенах у подъездов «поселились» мишки, зайчики, божьи коровки. Мило и просто: учитывая, что в доме много детей, рисунки пришлись как раз кстати.
Были и более серьезные работы: в доме на Рыжкова художницы сделали тематическую серию городов мира: один подъезд – Лондон, другой – Париж, третий – Лос-Анджелес.
Где красиво, там не хочется мусорить
О влиянии искусства на внутренний мир зрителя философы и творцы задумались еще во времена Древнего мира. Аристотель, например, утверждал, что под магическим воздействием искусства у человека формируются характер и чувства.
Окружающая повседневность, безусловно, тоже влияет на настроение. Одно дело зайти в темный, мрачный грязный подъезд, и совсем другое – туда, где чисто и на окнах занавески. Об этом говорит и Ирина Валентиновна. Приятно, когда после преображения дома сами жильцы начинают щепетильней относиться к чистоте. Не хочется же портить картину грязью! Правда, так бывает не всегда: многое зависит от воспитания. Кто привык ценить чужой труд и желание сделать мир краше, тот не станет плевать, бросать бумажку или пустую бутылку. К сожалению, иногда приходится возвращаться на место работы, чтобы отреставрировать рисунок, вздыхает моя собеседница.
От идеи до финального штриха
Идеи для рисунков Ирина Валентиновна черпает из собственного воображения.
Кое-что можно подсмотреть в интернете: сегодня для творческих людей мир открыт, и они этим с удовольствием пользуются, делясь своими рисунками. Большинство чужих эскизов в любом случае приходится адаптировать. Что-то дорисовывается или убирается в процессе работы на стене. Бывает, заказчики – жители дома – хотят какой-то определенный рисунок. Они просто называют тему, а уже как ее подать, автор сам решает. Например, жильцы одного дома захотели рисунок мозырского автомобильного моста. Добавили художественные штрихи – и получился великолепный этюд, радующий глаз и жильцов, и прохожих. Это не единственный патриотический рисунок: Ирина Валентиновна и ее помощница изображали мозырский замок и Свято-Михайловский собор.
Работа всегда начинается с эскиза: необходимо визуально понимать, где что разместить, чтобы рисунок смотрелся хорошо. Художница использует акрил, колеры, фасадную краску. «Материалы обычно предоставляются жильцами, заранее договариваемся, сколько краски нужно, и какого она цвета. От нас – только руки и кисточки», – улыбается моя собеседница.
Больше ярких красок!
Существует много разновидностей уличных рисунков – от незамысловатых граффити-надписей до масштабных художественных «полотен» во всю стену многоэтажки. Последние еще называют муралами. Нельзя сказать, что это веяние современности: муралы были популярны еще в советское время. Выцветшие, но не утратившие духа советского футуризма огромные изображения можно увидеть, например, на пятиэтажных домах по бульвару Юности (за Дворцом культуры ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»).
– Мне нравятся муралы, стрит-арт в целом, – говорит она. – При этом больше люблю не абстракции, а рисунки, несущие определенный смысл. В Минске можно видеть очень талантливые работы, например, мурал «Девушка в вышиванке». Бывает, художник пытается заложить в рисунок определенный глубокий смысл, подтолкнуть зрителя к рассуждениям, сделать выводы – не слишком оптимистичные.
Не каждый такое поймет: Ирина Валентиновна придерживается мнения, что в жилых кварталах рисунки должны быть проще и понятнее. Все-таки там живут люди, и они хотят приходить домой с определенным настроением.
– Говорить, что все любят рисунки, не стану. Где бы мы ни рисовали, в каж-дом подъезде находился негативно настроенный человек. Кто-то просто недоволен всем на свете, кто-то не понимает идеи рисунка, – рассуждает она. – А самые благодарные зрители – дети. Пока рисовали, местные детишки могли часами стоять и наблюдать, восклицая: «Как красиво!». Был не так давно случай, когда мама с ребенком зашла в подъезд, а ребенок развернулся и пошел назад. Мальчик подумал, что они с мамой ошиблись подъездом (смеется).
Безусловно, уличное искусство нуждается в поддержке. Хороший пример – рынок «Привоз», администрация которого несколько лет назад предоставила местным художникам не только возможность порисовать на бетонном ограждении рынка, но и все необходимые материалы – краски, кисти. Получилось здорово: рисунки радуют глаз горожан и сегодня.
– Художник художнику рознь. Кто-то рисует так, чтобы каждый залюбовался, а кто-то просто пачкает стены непонятными каракулями. Хочется, чтобы первых было больше: то, что рисуется на улице, рисуется для всех. В основном уличные художники используют технику аэрографии, то есть, рисуют баллончиками с краской. «Классические» граффити именно так и создаются.
Да и в целом, стрит-арт – это достаточно дорого. Чем больше рисунок, тем больше краски на него уйдет. А если это масштабная работа, мурал, то понадобится еще и специальная техника – машины с подъемниками. Но сегодня все больше ценится искусство уличной живописи. Среди каменных джунглей она – как внезапно распустившийся цветок: спонтанный, яркий, живой.
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора и из архива героини материала.