Любой процесс обучения подразумевает получение, переработку и усвоение большого количества материала.
Возросшие объемы информации современного мира заставляют задуматься о поиске новых решений по работе с ними.
Увеличить скорость чтения ученика минимум в 3 раза, научиться устно легко и быстро справляться со сложными примерами по математике, запоминать большой объем информации за короткое время – насущная необходимость.
Возможно ли это для ребенка? Существуют ли методики? Быть может, уже есть результаты? Суперспособность или просто навык? Об этом и не только поговорим с нашими собеседниками.
Александр Михайлович Шешко, психолог ГУО «Средняя школа № 15 г. Мозыря имени генерала Бородунова Е. С.»:
В годы созревания ребенка закономерно наступают периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают.
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение.
Младшие подростки сензитивны к вне- учебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Еще раз подчекну: важно не упустить наиболее благоприятный момент для развития способностей ребенка.
Желаю успехов!
Марта Петровна Леонович, учитель начальных классов высшей квалификационной категории (стаж работы – 38 лет):
– Все методики хороши, кроме скучных. Ребенку должно быть интересно заниматься, он должен быть мотивирован, это – главное. Если педагог зарученподдержкой родителей в этом вопросе – успех будет. Центры развития хоть и не панацея, но порой они используют очень интересные методики. В центрах, как и в школе, ребята – большие труженики. Они много занимаются, чтобы иметь результат.
Лексикон современного педагога обогащен новомодными терминами типа «меморика», «либерика», «ментальная арифметика» и другими. Я – за все прогрессивные технологии, авторские наработки, если только они во благо. Это великолепно, если у ребенка заложен навык устного счета, скорочтения, что позволяет ему экономить время, предположим, для игры со сверстниками. Назовем это базой, основой будущих успехов, хорошим стартом – согласитесь, чаще всего именно от него зависит конечный исход дела.
Александра Александровна Назаренко, мама:
Иван стал заниматься ментальной арифметикой за полгода до поступления в гимназию. Сегодня он учится во 2 классе.
Многие думают, что ментальная арифметика – это лишь ориентация на быстрый счет. В принципе, так и есть. Но в целом можно говорить о всестороннем развитии: развивается логическое мышление, память. Вижу, что сын стал усидчивее, быстрее читает и легко и с удовольствием считает. Но буду откровенна: это большой труд для детей – учиться. Спасибо всем, кто дает возможность ребенку получить знания и навыки, в том числе такие незаурядные. Действительно,
суперспособность!
* * *
Объединив ответы наших собеседников, напрашивается вывод: вчерашние интеллектуальные суперспособности – сегодня просто навыки, которые в определенном возрасте, с определенными методиками, под силу освоить каждому ребенку, получив хороший задаток на будущее.
Ольга АРДАШЕВА.
УНП 491196558.