Ежегодно в последнее воскресенье октября в Республике Беларусь отмечается День автомобилиста и дорожника.
Накануне этого праздника наш корреспондент побывала в филиале «Автобусный парк № 2 в г. Мозыре» ОАО «Гомельоблавтотранс» (директор – Кашевич Сергей Константинович), чтобы пообщаться с людьми, которые посвятили работе в транспортной отрасли десятки лет.
Основным перевозчиком пассажиров в городе и Мозырском районе является филиал «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс», имеющий в хозяйственном ведении участки, присоединенные в свое время путем реорганизации – «Ельск», «Наровля» и «Лельчицы».
Чтобы написать репортаж о жизни людей этого коллектива, заглянуть в цеха и мастерские, автору данных строк понадобился не один день по той причине, что, в силу принадлежности профессии, водители, кондукторы, диспетчеры, слесари и даже сварщики работают по сменам, а некоторые и вообще только в ночную, обеспечивая бесперебойную работу филиала на протяжении суток. Основной деятельностью филиала является перевозка пассажиров на всех видах автобусного сообщения: городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, а также заказных.
К слову, сегодня обслуживаемая филиалом маршрутная сеть состоит из 142 маршрутов общей протяженностью 7471 км: 30 городских (256 км), 98 пригородных (3603 км), 11 междугородных (2438 км), 3 международных (1174 км), 8 постоянных заказных маршрутов. В подвижном составе насчитывается более 150 единиц автобусов разной вместимости и модификации для обеспечения перевозок пассажиров и свыше 30 единиц грузовых автомобилей для перевозки различных грузов.
Чтобы вся эта техника функционировала, приносила пользу обществу и обеспечивала экономическую составляющую предприятия, в коллективе, с учетом всех подразделений (участков), трудятся более 650 человек, внося каждодневным трудом свою посильную лепту в работу филиала.
По сути, практически каждый из работников этого более чем полутысячного коллектива заслуживает признательности за свой нелегкий труд на благо нашего общества, проявляя при этом личное отношение и любовь к своему делу. Кто-то в свое время пришел работать сюда по воле судьбы, кто-то – по зову души и сердца, а кто-то продолжил семейную династию.
К примеру, водитель Сергей Нечипоренко является автомобилистом третьего поколения.
Здесь в АП-2 инженером по безопасности движения в свое время работал его дед Сергей Павлович, с начала 70-х и до ухода на пенсию – отец Алексей Сергеевич, а теперь и он сам не заметил, как отработал в автобусном парке 20 лет. С улыбкой водитель вспоминает, что практически вырос в гараже, ходил «хвостиком» за отцом с 5 лет и о другой профессии даже и не мечтал. Неудивительно, что сегодня Сергей Алексеевич один из числа авторитетных работников, которыми гордятся в коллективе.
Он – высококлассный водитель, причем более 10 лет, работающий на международных пассажирских перевозках. И в этом месяце руководство филиала доверило ему с коллегой Николаем Михайловым, имеющим большой водительский стаж и богатый опыт, испытывать первый автобус китайского производителя «Зонг Тонг», на котором в начале ноября они совершат второй туристический рейс в Швецию (первый состоялся в апреле на отечественном автомобиле). Дорожат водители своим имиджем, а еще больше тем, что они будут представлять свою страну.
С 1985 года в АП-2 трудится водителем Сергей Березовский.
Его работа связана с перевозкой пассажиров на регулярных городских маршрутах. За многолетний добросовестный труд на его счету много наград и поощрений: нагрудные знаки «За работу без аварий» I и II степени, знак «Золотой» – ОАО «Гомельоблавтотранс», присвоено звание «Ветеран производства» и др. Прошло более трех десятков лет, а о своих первых маршрутах, которые совершал на автобусе ЛАЗ, и теперь вспоминает с улыбкой.
Водитель Василий Кашпур – один из тех, кто изо дня в день на протяжении 30 лет выполняет сложную и ответственную работу, курсируя по главным городским маршрутам №№ 4 и 14, перевозя за смену десятки сотен пассажиров.
Своим добросовестным трудом вносит большой вклад в экономическую составляющую предприятия. Авторитетный работник, опытный наставник молодежи – так отзывается о нем руководство филиала.
Электрогазосварщик Леонид Кадол говорит, что мог бы стать техником-механиком, но когда однажды попробовал «варить», то круто поменял свои взгляды на профессию.
Большой опыт на начальном этапе получил в Венгрии на 40-м авторемзаводе. Теперь имеет самый высокий квалификационный разряд и «лечит» технику с удовольствием, продлевая ее технический ресурс.
Водитель Адам Сарнавский, посвятивший работе в транспортной отрасли более 40 лет, говорит, что если б время повернуть вспять, то, не задумываясь, прошел бы свой путь заново.
Признается в том, что нравилось работать и тогда, и теперь. В автопарке прошла вся его трудовая биография. Здесь взрослел, набирался опыта. Наряду с усталостью после рабочей смены всегда чувствовалось удовлетворение от работы, которая приносит пользу людям. Времена, как и машины, менялись, а вот задача оставалась неизменной – обеспечение бесперебойных и качественных перевозок, что он стремился всегда делать на отлично.
Для водителя Владимира Домасевича профессиональный путь начинался в начале 80-х. Вспоминает, что о профессии шофера мечтал с детства.
А когда юношеская мечта реализовалась, то за время трудовой деятельности смог исколесить Полесье вдоль и поперек. Помнит первый ПАЗик, который «перебрал» собственными руками, и день, когда встретил в Скрыгалово будущую жену (благодаря пригородным перевозкам). И сейчас умело эксплуатирует различные типы автомобилей и гордится тем, что не ошибся в выборе профессии…
Слесаря Николая Левковича коллеги и в шутку, и всерьез называют «доктором».
А как же иначе? За время работы в автопарке он научился мгновенно распознавать «симптомы» болезней автобусов. Если «кровь не идет по артериям», значит электропроводку замкнуло. Если заклинило стартер или генератор – будут свои проблемы. Вот этим он и занимается более 30 лет. Характер у него строгий и дотошный: найти неисправность и оживить технику – дело чести.
– Можно долго искать свое дело, а потом почувствовать, что наконец нашел то, что хотел, – говорит кондуктор Светлана Любицкая.
Для женщины траектория поиска усложняется в связи с замужеством, семейными проблемами, декретными отпусками. А когда дети подрастают, то по основной профессии квалификация теряется и приходится идти туда, где есть материальный источник. Потом воспитываешь в себе привычки и характер. Вполне вероятно, что из Светланы Григорьевны получился бы хороший ветврач, но судьба распорядилась так, что академию пришлось оставить после 1 курса. А потом испытывать свои возможности в других профессиях. Но о том, как сложилась судьба, женщина ничуть не жалеет, так как за 15 лет работы в автопарке научилась всему, что свойственно человеку этой профессии. Вежливость и доброжелательность всегда помогали находить общий язык с пассажирами. А это – залог успеха каждого трудового дня…
Оператор АЗС Валентина Копач гордится тем, что является продолжателем семейной династии второго поколения.
Здесь в АП-2 в свое время работал водителем ее отец – Сикорский Анатолий Демьянович, а мама – Нина Михайловна – кондуктором. Так повернулась судьба, что и Валентина Анатольевна нашла здесь дело для себя. Бухгалтерский опыт, накопленный в прошлом, помогает безукоризненно справляться с обязанностями. Она тесно дружит с цифрами, поэтому порученному делу посвятила уже 19 лет.
Пожалуй, никто не задумывался о том, что трафареты и аншлаги на остановочных пунктах с расписанием автобусов пишет в АП-2 художник-оформитель.
Именно этому делу уже 20 лет посвятила Людмила Пасюк. Конечно же, профессиональный опыт получила в школе, будучи учителем рисования. Но замужество, материнство, перемена места жительства привели к поиску нового дела. Женщина не жалеет, что пути-дороги привели ее однажды к директору АП-2 Анатолию Максимовичу Мартынову. Все сложилось удачно: с тех пор она отработала в автопарке 20 лет и считает себя здесь важным и необходимым звеном.
Целых два десятка лет в летопись автопарка также своим трудом вписала и главный бухгалтер Ирина Сундукова.
Рассказывает, что первые шаги в профессию начинала в качестве учителя физики и математики в школе. Потом приняла решение пройти переподготовку, в результате чего получила специальность бухгалтера-экономиста. А вакансия нашлась в АП-2. Знания плюс желание способствовали движению по карьерной лестнице: бухгалтер по зарплате, заместитель главбуха, а с 2012 года – главный бухгалтер. Конечно же, ответственность выросла в разы, но опыт, приобретенный с помощью мудрых наставников, помог реализовать Ирине Анатольевне профессиональные возможности. Теперь подразделение под ее руководством успешно справляется с поставленными задачами, внося большой вклад в выполнение общих задач, стоящих перед коллективом филиала.
Диспетчер Галина Римашевская, также относящаяся к категории тех, кто трудится более 20 лет в отрасли, не понаслышке знает сложности работы транспортников.
В новой должности она только год, а вот 19 лет отработала кондуктором. С большим пониманием относится к женщинам, занятым в этой профессии, ведь труд кондуктора сопряжен с физическими и моральными нагрузками, умением сохранять спокойствие и находить подход к пассажирам. Отмечает сплоченность коллектива кондукторов, в котором есть работники, достойные благодарности и похвалы. В их числе Ольга Щербин, Оксана Духвалова, Татьяна Шевчук, Галина Ядченко – профессионалы своего дела, наставники молодежи, грамотные специалисты, вносящие большой вклад в экономическую составляющую филиала.
Вместо послесловия
Очевидно, что репортаж о людях одного коллектива можно было бы продолжить, не переставая восхищаться работоспособностью каждого, терпением, выносливостью и особенно теми, кто посвятил своему делу 20, 30 и даже 40 лет! И, несмотря на трудности, не переставал любить его, превратив обязанности в привычки, воспитывая в себе лучшие человеческие качества. Не зря же сказано: «Воспитаешь привычки – получишь характер. Воспитаешь характер – получишь судьбу». С праздником, уважаемые транспортники!
Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.