Реформатор советской эпохи

173

Он стремился внедрить в промышленность и сельское хозяйство экономические методы управления, но его не поддержали 15 октября исполняется 55 лет с того дня, как Президиум Верховного Совета СССР назначил Алексея Николаевича Косыгина Председателем Совета Министров СССР.

Он в течение 42 лет занимал в высшем органе исполнительной и распорядительной власти СССР посты не ниже наркома, министра. В общей сложности 24 года был членом высшего органа правившей в СССР коммунистической партии. Поэтому речь идет как о государственном, так и о партийном деятеле.

Не будет преувеличением назвать Алексея Николаевича самым выдающимся государственным деятелем советской эпохи.

Алексей Косыгин родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего в 1904 году. Успешно окончил Ленинградский текстильный институт. После окончания пришел работать на фабрику, вскоре стал ее директором. Попав в довольно молодом возрасте в номенклатурную обойму, он всегда на голову превосходил вышестоящих начальников по управленческим способностям и по компетенции в экономических вопросах. И главы правительства, и первые лица в партийной иерархии прекрасно понимали, что при выпадении Косыгина из номенклатурной обоймы ему не сыщешь замены во всем советском обществе. Сталин был к нему расположен и наверняка прокручивал бы в уме его кандидатуру, если бы раздумывал о возможных преемниках. В отличие от вождя всех народов Хрущев и Брежнев не испытывали симпатий к А. Н. Косыгину, но в то же время терпимо относились к нахождению этого государственного деятеля на тех высоких постах, которые он при них занимал.

Алексей Николаевич внес большой вклад в Великую Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Он сыграл ключевую роль в эвакуации 1523 предприятий на Восток, в появлении «Дороги жизни», которая имела неоценимое значение для блокадного Ленинграда. Не раз и не два разруливал кризисные ситуации в функционировании транспортной инфраструктуры, успешно решал валютные вопросы, связанные с работой военно-промышленного комплекса.

Специалисты по истории советского общества видят основания для позитивной оценки участия А. Н. Косыгина в восстановлении разрушенного войной народнохозяйственного комплекса (НХК), в осуществлении советского атомного проекта, в изыскании средств для значимой продовольственной подпитки населения территорий, охваченных голодом 1946–1947 годов. В конце 1940-х–1950-х гг. этот государственный деятель много сделал для улучшения работы предприятий, занятых производством товаров широкого потребления. В конце 1950-х гг. им были сформулированы интересные концептуальные соображения насчет улучшения работы Совета Экономической Взаимопомощи. В начале 1960-х гг. А. Н. Косыгин сигнализировал Н. С. Хрущеву, что совнархозы оказались неэффективными и побуждал задуматься над альтернативными вариантами.

После того как Л. И. Брежнев сменил Н. С. Хрущева на высшем партийном посту, стартовал качественно новый этап в государственной деятельности героя очерка. 15 октября 1964 года Алексей Николаевич стал Председателем Совета Министров СССР. Через 11 месяцев после этого назначения наступил его звездный час. В последней декаде первого осеннего месяца 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором глава союзного совмина выступил с прорывным во многих отношениях докладом. Тема доклада была сформулирована следующим образом: “Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Практически все предложения, озвученные Косыгиным, сначала были одобрены в итоговом постановлении Пленума, а затем легли в основу целого пакета нормативно-правовых актов, принятых на сессии союзного парламента.

Судя по докладу, Алексей Николаевич склонялся к модели социализма, в которой на первый план выдвигаются примат экономических методов управления народнохозяйственным комплексом; децентрализация экономического управления, ограниченная исключительно логикой действия объективных экономических законов; вплетение предприятий с коллективной формой собственности в ткань рыночного хозяйства; утверждение самоуправленческих начал в том сегменте народнохозяйственного комплекса, который совпадает с производственными предприятиями.

В указанных нормативно-правовых актах были прописаны изъятия из административно-командной системы, существовавшей в СССР с конца 1920-х гг. Выносился за скобки 21 директивный плановый показатель. Руководители субъектов хозяйствования искренне обрадовались тому, что обретали плоть и кровь вполне устраивавшие их альтернативы показателю валовой продукции и показателю себестоимости. В первом случае Государственный плановый комитет Совета Министров СССР должен был отныне спускать субъекту микроэкономики показатель реализованной продукции, во втором — показатели прибыли и рентабельности. Субъекты хозяйствования получили чрезвычайно важное право: оставлять у себя часть прибыли. Благодаря именно этой части прибыли у предприятий появлялись свои собственные фонды. Конечно, соответствующие денежные средства не должны были бездумно проедаться. Поэтому формирование подобных фондов начиналось с фонда развития производства. Вторым по порядку формирования, но первостепенным по социальной значимости становился фонд материального поощрения. Затем формировались иные фонды. Руководитель субъекта хозяйствования мог заключать договоры с предприятиями, не ставя предварительно в известность Госплан. Экономические методы активно включались и в процесс управления аграрно-промышленным комплексом (АПК). Широкая номенклатура продукции АПК стала объектом существенного изменения закупочных цен. Здесь прослеживалось повышение от 50 до 100 процентов. Зато имел место обратный процесс касательно цен на запасные части и технику. Сельскохозяйственные артели, совхозы впервые стали адресатом ощутимой экономической выгоды за сверхплановый урожай. У крестьян появилось основание для большей удовлетворенности ставками распространяемого на них подоходного налога. Государство решилось на их понижение.

Так уж получилось, что косыгинская реформа реально работала только одну, восьмую пятилетку, датируемую 1966–1970 гг. За этот отрезок времени неполный хозяйственный расчет распространился на 32 тысячи субъектов хозяйствования. Много это или мало? Эти предприятия, вместе взятые, представляли собой становой хребет советской экономики. Остальные предприятия производили лишь 26 процентов союзного национального дохода.

Внедрение неполного хозяйственного расчета привело к тому, что восьмая пятилетка оказалась лучшей в истории СССР. Тогда имели место беспрецедентные темпы роста по ключевым макроэкономическим показателям. Если принять национальный доход, промышленное производство, производство предметов потребления, розничный товарооборот, фонд зарплаты в 1965 году за 100 %, то в 1970 году наблюдается такая картина: по первому показателю – 286 %,
по второму – 150%, по третьему – 303 %, по четвертому – 298 %, по пятому – 320 %.

Восьмая пятилетка проходила в то время, когда я был школьником и потому хочу поделиться с читателями газеты с тем, что прочно осело в моей памяти. Я мысленно возвращаюсь на улицу имени Пушкина в райцентре Любань Минской области в 1966–1970 гг. Кругом только частные одноэтажные дома. Всего таких домов тридцать восемь. В 1966 году на всю улицу был только один телевизор, многие семьи не имели стиральных машин, пылесосов, двухкамерных холодильников, ни у кого не было личного автомобиля. Что же мы наблюдаем в начале 1970-х гг.? У всех семей имелись телевизоры, существенно увеличилось число собственников стиральных машин, пылесосов, двухкамерных холодильников, появились два владельца личного автомобиля. Никогда не забуду, как радовались мои родители, наши соседи, когда 7 марта 1967 года постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, когда в соответствии с постановлением правительства СССР в сентябре 1967 года минимальный размер месячной заработной платы рабочим и служащим, занятым в народном хозяйстве, с января 1968 года был установлен в 60 рублей. Пример отдельно взятой улицы показывает, что косыгинская реформа укрепила социальные стандарты, серьезно повлияла на рост народного благосостояния.

В свете сказанного никак не поддается нормальной логике тот факт, что Брежнев и его окружение свернули эту реформу в 1970-х гг. А. Н. Косыгин остался в Политбюро ЦК КПСС в горьком одиночестве и, естественно, не мог сломить сопротивление деятелей, мысливших категориями застойного периода. С позиции сегодняшнего времени к ним следует, прежде всего, предъявлять спрос за то, чем обернулось для СССР свертывание данной реформы. Страна с течением времени вступила в системный экономический кризис, генетически связанный с ее исчезновением с политической карты мира в 1991 году.

В процессе пребывания на должности председателя Совета Министров СССР Алексей Николаевич проявил себя не только как системный экономический стратег, но и как государственный деятель, капитально знавший, как приводить внешнюю политику СССР в соответствие с национальными интересами данного государства. Благодаря ему стала достоянием истории Вторая индо-пакистанская война, удалось избежать крупномасштабной войны между СССР и Поднебесной, не состоялся ввод советских войск в Афганистан в 1978 году, Урхо Кекконен стал самым просоветским финляндским президентом. Были случаи, когда Политбюро ЦК КПСС не поддерживало позицию Косыгина, что оборачивалось для СССР долгосрочными негативными последствиями. Приведем только два примера. В 1968 году он выступил против ввода войск пяти государств-членов Организации Варшавского Договора в Чехословакию. В 1979 году на заседании Политбюро ЦК КПСС вновь обсуждался вопрос о вводе советских войск в Афганистан. Точка зрения председателя Совета министров СССР осталась неизменной. Но на сей раз остальные члены Политбюро ЦК КПСС к нему не прислушались. Эти два примера свидетельствовали о том, что подходы А. Н. Косыгина в определенной степени вписывались в новое политическое мышление, провозглашенное М. С. Горбачевым на Апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Пикировка А. Н. Косыгина и председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова на предмет ввода войск пяти государств-членов Организации Варшавского Договора в Чехословакию в чем-то напоминала пикировки М. С. Горбачева и противников нового политического мышления.

Герой очерка пробудет главой союзного совмина до 23 октября 1980 года. Главной причиной его добровольной отставки с этого поста явилась тяжелая болезнь.
Алексей Николаевич никогда не был сугубо кабинетным наркомом, министром, главой правительства. За время работы в правительстве он совершил огромное количество поездок по стране. Поведение героя очерка в ходе этих поездок – хрестоматийное пособие для современного поколения управленцев. Известный российский журналист Андрей Сидорчик пишет: «Про подход Косыгина к делу по сей день рассказывают легенды. Министр, сам бросивший курить сразу после войны, как-то принимал вновь построенную табачную фабрику в Грузии. У директора фабрики Косыгин внезапно попросил сигарету. Директор почтительно протянул высокому гостю пачку американских сигарет, которые курил сам. Косыгин внимательно посмотрел на директора, развернулся и уехал.

Ему стало ясно, что фабрика высоким требованиям не соответствует, а ее директор явно на своем посту оказался по ошибке». Таких примеров можно привести великое множество.

Занимая высокие посты, Алексей Николаевич постоянно демонстрировал честность, порядочность, никогда не наживался за счет народа. Все подарки, которые ему дарили в ходе зарубежных поездок, всегда отдавал государству. Если где-то отдыхал, кушал там же, где и остальные отдыхающие.

Ничем себя не запятнала семья этого государственного деятеля. Жена, дочь, зять, внук, внучка отличались скромностью. Кстати, внук и внучка живы и поныне.
Герой очерка ушел из жизни 18 декабря 1980 года. Его прах был захоронен в Кремлевской стене. Грудь А.Н. Косыгина украшали две золотые звезды Героя Социалистического Труда, шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Красного Знамени, медали СССР, знак «50 лет пребывания в КПСС», иностранные награды. В отличие от Л.И. Брежнева, все перечисленные награды получены им по делу.

Михаил Стрелец,
доктор исторических наук,
профессор Брестского технического университета.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: