Акции протестов таксистов продолжаются: чем недовольны водители?

417

В последнее время сферу нерегулярных пассажирских перевозок сильно лихорадит. Таксисты то и дело выходят на акции протеста, бастуют. Чем недовольны водители?

Карикатура Юрия Ермоленко

КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ

Ситуацию заштормило после прихода на белорусский рынок новых игроков – так называемых агрегаторов.

Сфера автомобильных перевозок стремительно меняется. Такси начали работать с использованием электронных информационных систем. Рынок стали захватывать крупные международные и российские онлайн-сервисы, например «Яндекс. Такси», «Максим», Uber. Пассажиры обрадовались более дешевым тарифам, оценили и удобство пользования мобильными приложениями. Чего не скажешь о таксистах: их доходы оставляют желать лучшего, кроме того, они не до конца понимают новые правила игры.

Напомним, в феврале таксисты, представлявшие в основном хорошо известные в Гомеле компании «Автомиг», «Альфа» и набирающий популярность «Яндекс», выходили несколько раз на акции протеста, чтобы выразить свое возмущение работой сервисов «Максим» и 7220. Сперва собрание организовали возле «Евроопта» по улице Хатаевича, потом напротив облисполкома. Их пожелание: власти должны обратить внимание на многочисленные нарушения водителей, которые работают с новыми инфосервисами, в частности не оформляют страховку, на линию выходят без медицинского и техосмотров. Соответственно, и цену могут поставить ниже рыночной.

Через пару месяцев – новая акция протеста, и снова возмущение работой «Максима» и 7220 и недобросовестной конкуренцией.

В ноябре и декабре по стране прокатились новые протесты – бастуют водители «Яндекс. Такси». На акции вышли в Минске, Могилеве, Гродно, Бобруйске… Что возмущает на этот раз? Прежде всего низкие тарифы. Требуют также пересмотреть условия работы и установить прямую связь с нанимателем. В нынешних условиях, утверждают, если честно работать, соблюдая режим труда и отдыха, получишь копейки. Если такси заказывают несколько человек, то порой поездка им обходится дешевле, чем в маршрутке. Вот и бомбят по 12–16 часов в сутки. А уставший водитель подвергает себя и других большой опасности. Все чаще на дорогах случаются ДТП с участием такси.

К слову, приход агрегаторов вызывал бунт во многих странах. Бастуют таксисты и в российских городах, где также выступают за адекватные тарифы и создание комфортных условий труда.

ВРЕМЯ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ?

Заключить договор с официальным партнером «Яндекс. Такси» и получать заказы на перевозки пассажиров могут как компании со своим таксопарком, так и индивидуальные предприниматели. Только в Гомеле таких партнеров около 20. Например, «Инжиринг», «Хайп», «М-Пилот».

Свой взгляд на ситуацию изложили редакции «Гомельскай праўды» водители, работающие в одной из крупных гомельских компаний-партнеров «Яндекса» – «Супер Такси».

Анастасию Рожновскую можно назвать таксистом со стажем, за баранкой уже лет девять, из них около пяти – в службе такси.

Андрей Панасейко – новичок в этой сфере. Бывший пограничник таксистом работает всего несколько месяцев, но уже неплохо разбирается в кухне пассажирских перевозок. Согласно мобильному приложению «Яндекс. Такси» его активность – 100%, попал в 3% лучших водителей по качеству сервиса в Гомеле.

– Не понимаю смысл бунта таксистов, – рассуждает Анастасия. – Кто хочет работать, тот будет. И зарплату неплохую можно получать, если, конечно, с линии часто не уходить, кофе там попить или по телефону поболтать… Мое мнение такое.

Анастасия и Андрей считают: на акции протеста выходят прежде всего ИП, те, кто работает на своих машинах. По их мнению, время индивидуалов в этой сфере уходит, на арену выходят крупные игроки. Чтобы заработать столько, сколько раньше за пару поездок, пахать приходится 12 часов в сутки. Это в былые времена таксист мог за пару лет на квартиру заработать.

Таксовать на своей машине уже невыгодно. Доход только на первый взгляд получается выше, чем у работников компаний. В доказательство Андрей приводит простую арифметику:

– Например, за один день я, выполнив 28 заказов, в кассу положил 116 рублей. Работая в компании, на руки получаю 30% – 46 рублей. Частник в карман кладет больше, ведь комиссию платит меньше. Но отнимите от этой суммы расходы на бензин – рублей 50. Плюс машину нужно пропылесосить, помыть. Порой клиенты попадаются в таком неадекватном состоянии, что после них приходится авто на химчистку гнать. Но у нас это делается за счет компании, собственник же машины выкладывает за все свои кровные. А если не дай бог колесо пробило или крыло поцарапало? Техобслуживание тоже немалых денег стоит. Ресурс машины, работающей как такси, расходуется очень быстро. За месяц наматываешь где-то 8–9 тысяч километров. Приходится часто менять масло, фильтры, колодки… А попробуй потом продай такую машину: по километражу видно, что работала как такси. Поэтому немало тех, кто начал работать с «Яндекс. Такси» на своих машинах, а теперь пересаживаются на «служебные».

Не выход, считает Анастасия, и аренда машины. Ежедневно придется выкладывать за нее рублей 40–50.

В компании действует система бонусов, возможность повысить процент дохода. Это зависит от отзывов клиентов в приложении, суммы, которую приносишь в кассу.

Месячный заработок получается от 500 рублей. Но может быть и больше, все зависит от заказов, от того, в будние или выходные выходишь на линию, дальности поездок, загруженности линии… Играть приходится по определенным правилам. Проигнорировал несколько раз заказ – «Яндекс» может и заблокировать, заказы не присылать. Суммы, конечно, не ахти какие, но зато более или менее стабильные, считают Андрей с Анастасией. А главное – голова не болит, что нужно бензин купить, машину в порядок привести, ТО пройти и т. д.

НЕ НАРУШАЙ

Перевозчиков с каждым годом становится всё больше.

Связано это как с либерализацией законодательства, так и с приходом на рынок электронных приложений заказа такси, подчеркнул заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области Евгений Стригалев. Нарушений в этой сфере фиксируется много. Кто-то осознанно идет на них в погоне за доходом, другие «конфликтуют» с законом по банальной причине – из-за незнания этого самого закона. Но факт остается фактом: вопросов к таксистам у проверяющих органов предостаточно. Вот, например, какие цифры приводит Министерство транспорта и коммуникаций. В ходе мониторинга за девять месяцев этого года в стране проверили свыше 4,3 тысячи автомобилей такси и выявили более трех тысяч нарушений!

Немало претензий к перевозчикам и у налоговой. За 11 месяцев в этой сфере только на Гомельщине налоговые органы установили 240 нарушений. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период было значительно меньше – 130. Доначислено единого налога за январь – ноябрь 2019-го почти на 9 тысяч рублей, арестовано автомобилей на 43,5 тысячи, наложено штрафов налоговыми органами и судом на 17,4 тысячи рублей.

Какие нарушения фиксируются чаще всего?

В 74 случаях проверки выявили, что на линию выезжали люди, не оформленные на работу и не имеющие регистрации как ИП.

– Электронные приложения заказа автомобилей очень просто скачиваются и уста навливаются в мобильном телефоне, – объясняет Евгений Стригалев. – Но кое-кто забывает, что работать таксистом можно только после регистрации ИП либо трудоустройства к субъекту хозяйствования. Иначе следует доначисление единого налога за каждый месяц работы (для гомельчан это 130 рублей в месяц).

Если же нарушение выявят повторно или установят, что таким образом человек систематически получает доход, составят протокол об административном правонарушении, на машину наложат арест, единый налог предъявят к уплате в пятикратном размере. И это еще не все. Материалы проверки направят в суд, который может принять решение о наложении штрафа до ста базовых величин с конфискацией автомобиля или без.

Серьезное нарушение – отсутствие кассового оборудования, средств контроля налоговых органов (СКНО), платежных терминалов для приема банковских карточек.

Такси перестало быть роскошью. Ездят наши люди на машинах с шашечками и в булочную, и на работу, и в поликлинику. Особенно молодежь, которая легко перестраивается и на «ты» с любыми мобильными приложениями. Удобно, ничего не скажешь, однако приход на белорусский рынок агрегаторов обнажил множество проблем. Одна из них – отсутствие четкой терминологии, что такое такси. Порой агрегаторы утверждают, что они не такси и не диспетчерские службы, а значит, и работать могут по другим правилам, позиционируют себя как посредники в рамках договора аренды автомобиля с экипажем. В налоговой подчеркивают: оказание услуг по перевозке пассажиров (в особенности с использованием электронных приложений заказа такси) под видом аренды авто может повлечь привлечение к административной ответственности.

Диспетчерские службы, аренда автомобиля с экипажем, фрахт… Путаница в понятиях, до конца не понятные условия игры, и как результат – конкуренцию на рынке транспортных услуг назвать добросовестной пока сложно. Но об этом в другой раз.

P.S. После того как материал был готов к печати, стало известно, что в понедельник к акциям протеста присоединились таксисты Речицы. 16 декабря на парковке по улице Пролетарской в райцентре собралось около 30 водителей «Яндекс.Такси». Они недовольны низкими тарифами, выступают против снижения агрегатором суммы бонусов, которые доплачиваются таксистам в случае выполнения плана.

© Правда Гомель


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: