19 января — Крещение Господне или БогоявлениеДень Крещения Господня имеет совершенно особое значение для понимания того, что есть спасение, принесенное Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, в Иисусе Христе через Его воплощение «явилась миру полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
И зримым символом этого явления, переданным через Божественное Писание, стал день Крещения Господня в водах Иордана. Иоанн, крестивший Спасителя, увидел Духа Божия, сходящего на Крещаемого в виде голубя, и услышал глас, свидетельствующий, что Иисус есть Сын Божий возлюбленный, в Котором Божественное благоволение. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, говорит, что Спаситель, конечно, не нуждался в сошествии на Него Святого Духа, но Дух видимым образом сошел на Него, чтобы мир увидел, что через пришествие Сына Божия благодать Божественная нисходит на все творение — на человеков и на мир сей. В этом и заключается глубинный смысл Боговоплощения.
Через пришествие в мир Господь не просто искупил наши грехи, не просто открыл для нас дорогу к небу, — Он низвел на нас силу Божественную, Божественную благодать, которая неотлучно пребывает в мире через Церковь. Мир не отделен от Бога, как об этом иногда говорили философы, — мир находится в общении с Богом и этим каналом связи является Божественная благодать, которая передает роду человеческому, но в первую очередь тем, кто ее принимает, особую силу свыше. Христос вступает в воды Иордана. В этих водах Он принимает грехи всех крещающихся во Имя Его на Себя и идет на Крест. Именно поэтому священник, освящая воду для Таинства Крещения, призывая дивное и славное Имя Господа, просит ниспослать на нее благословение Иордана и тем самым сделать ее источником нетления, даром освящения, освобождением от грехов, исцелением от болезней, полным истреблением демонов.
Одним словом, священник под видом обычной воды просит у Бога Воды живой, о которой говорится, например, в евангельской беседе Христа и самарянки: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4: 14).
И еще: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5).Этот праздник является одним из самых любимых в нашем народе и собирает многое количество людей, жаждущих набрать святой воды. Но вместе с тем остается только сокрушаться, что часто многим из пришедших нужна вода и только вода, а не освящающий ее Христос. Ведь хорошо, когда какой-нибудь праздник (например, день рождения) собирает много народа. Но плохо, когда собравшиеся приходят только насытиться. Православным священникам часто приходится сталкиваться с народным мнением о том, что вода, освященная 18 января, не имеет такой «силы», как вода после освящения 19 января.
Это утверждение является проявлением невежества и язычества, потому что крещенская вода не обладает магической силой, а чин Великого освящения воды совершается дважды в год — в Крещенский Сочельник (18 января) и в сам праздник Богоявления (19 января). 18 и 19 января крещенскую воду можно пить в течение всего дня.
На протяжении года принято пить крещенскую воду утром натощак, однако при болезни, духовной и физической немощи делаются исключения. Стоит также помнить, что крещенская вода должна приниматься как дар, с молитвой и благоговением. Крещенскую воду категорически запрещается использовать в бытовых нуждах, а также для различных заговоров и гаданий. Так же следует отметить, что благочестивый обычай купания в праздник Крещения в прорубях и купелях является народной традицией, и не «смывает» с человека грехов. Для этого существует таинство Покаяния (исповедь).
Протоиерей Александр ШИЛЕНОК,
председатель отдела по связям с обществом и СМИ Туровской епархии.