Процессы по «наркотической» ст. 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, увы, вполне привычное дело для Мозырского суда. Только по итогам тех судебных разбирательств, что мы посетили лично за последний месяц, обвиняемые получили 3 года, 6, 7 и 9 лет лишения свободы в условиях колонии усиленного режима плюс штрафы различного размера.
Посетив ряд судебных процессов, поняли одну из причин, почему работники правоохранительных органов не любят «ментовские» сериалы: по личным оценкам, основная масса уголовных дел – горькая «бытовуха» почти в полном соответствии с известным сценарием «выпил (или захотелось выпить) – украл (ударил рукой (бутылкой, ножом), ограбил, угнал…) – в тюрьму». Соответствующую картину представляют и действующие лица на скамье подсудимых: либо уже отсидевшие, либо стремительно спешащие присесть на скамью подсудимых в силу своего антиобщественного образа жизни, когда всеми поступками руководит не разум, но «зеленый змий».
Другое дело продавцы наркотиков. Среди обвиняемых не редкость люди с высшим образованием, с положительными характеристиками с места работы, образцовые родители, которые взялись за преступное ремесло явно не с целью добыть средства на утренний опохмел или по малолетней глупости, также как никого не осаждали кредиторы с угрозами.
Кстати, никто из осужденных сам от наркотической зависимости не страдает и ведет вполне здоровый образ жизни. Разве что хотели по-быстрому разбогатеть, реализовав, по материалам уголовного дела, или стакан конопли за 200 рублей, или шприц с самостоятельно изготовленным средством за 40 рублей. Сложно сказать, что ими двигало: в отличие от выпивох, руководствующихся примитивными эмоциями, они точно знали, что берутся за преступное дело. Создалось впечатление, что у одних – это детсадовская уверенность, что «на первый раз прощается» – поругают и отпустят. У других непонятно кем внушенное убеждение, что достаточно объявить себя наркоманом, а найденные психотропы – продукцией для собственного потребления, и от тебя отстанут, разве что могут в угол поставить на пару лет. Дела не были простыми, адвокаты профессионально отрабатывали свой хлеб, и вынесенные приговоры стали результатом тщательно собранной доказательной базы. Обычная тактика всех задержанных за распространение – убеждать суд, что найденные при обыске и задержании наркотические средства и препараты не предназначались для продажи, а только для личного потребления. Что предусматривает «всего лишь» «ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет» вместо, в случае распространения, «лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с конфискацией имущества или без конфискации» и даже, если в составе группы и прочих нюансов «от 8 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации», а то и «на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации».
Но они явно недооценивают возможности не только сотрудников правоохранительных органов, но и специалистов в белых халатах, которые могут точно определить, является ли человек наркоманом или нет. А раз нет, то зачем хранить психотропы в товарных количествах!?
Прочитав многочисленные жалостливые истории в интернете с одинаковым зачином «ребенок хотел подзаработать, чтобы девушке цветы подарить и сводить на свидание, пробовал заработать легально, но не получилось, а тут прочитал объявление о работе курьером, а сам не знал и не догадывался, что там такое…», выскажем непопулярную сегодня в определенных кругах точку зрения. Так вот, все всё прекрасно знали и понимали, и деньги на «цветы для девушки» зарабатываются за счет здоровья и сломанных судеб своих же сверстников, а также их родных. Может, стоит для начала родителям объяснять своим детям, что не все средства хороши для заработков, а «цветы для девушки» можно в крайнем случае и на поле нарвать?
Остается только напомнить примечание к ст. 328: «Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление».
Дмитрий КУЛИК.