Жыцце Палесся

Мозырщина в судьбе академика Пекарского

Недавно мне посчастливилось совершить путешествие к истокам жизнедеятельности известного лингвиста, которое оставило незабываемые впечатления Пекарский Эдуард Карлович – почетный академик Российской Академии наук, всемирно известный лингвист-тюрколог, автор фундаментального «Словаря якутского языка», работ по этнографии и фольклору якутов и других народов Севера, родился в семье обедневших польских дворян 13 (25 по н. ст.) октября 1858 г. в фольварке Петровичи с. Смиловичи Игуменского уезда Минской области, на территории современной Республики Беларусь.

В 1881 г., будучи студентом 1 курса Харьковского ветеринарного института, за участие в пропаганде революционных идей и хранение нелегальной литературы попал в вечную ссылку в Якутскую область, прожил там 18 лет. а в общей сложности в Якутии – 24 года. В период ссылки, живя в Игидейском наслеге Батуруского улуса среди якутов, он приобщился к языку из чисто практических целей, затем у него появился научный интерес к составлению словаря якутского языка. Этой работе он отдал 53 года своей жизни. Словарь, содержащий 25 (по некоторым данным, 38) тысяч слов, издавался трижды: один раз при жизни автора, в 13 частях; к 100-летию Э. Пекарского в 3-х томах и к его 150-летию, также в 3-х томах. Ученый собрал огромный материал по фольклору якутов, который вышел в печати в виде трех томов «Образцов народной литературы якутов», и написал много статей по этнографии якутов и других северных народов. Являлся участником двух научных экспедиций по изучению языка, быта и этнографии народов Северо-Востока Сибири.

Петербургская Академия наук в 1905 г. добилась перевода Пекарского в Петербург для продолжения работы над Словарем. С того времени и до кончины в 1934 г.  Эдуард Карлович жил и работал в Петербурге (Ленинграде) и пользовался огромным авторитетом в научных кругах. За свои труды Пекарский был удостоен двух золотых медалей. Российская академия наук приняла его в ряды действительных членов и присвоила звание Почетного академика. Имя Пекарского получило мировую известность, и до сих пор ученые-тюркологи изучают древний язык тюркских племен по его Словарю.

О его детских и отроческих годах, о поре ранней юности известно крайне мало: никто всерьез не исследовал этот период жизни ученого. Исключение составляет небольшая книга В. П. Грицкевича «Э. К. Пекарский», изданная на белорусском языке (Минск: Полымя, 1989). Книга выпущена небольшим тиражом и до массового российского читателя так и не дошла.

Долгие годы меня очень манило желание побывать на родине Эдуарда Карловича, куда он неизменно стремился после якутской ссылки, живя и работая в Петербурге. Через интернет удалось связаться с Центральной библиотекой города Мозыря, родного для Э. К. Пекарского города, где в 1868 г. началась его серьезная учеба в Мозырской мужской гимназии. Руководство библиотеки в лице и.о. директора Е. М. Пержаницы и заведующего краеведческим отделом
Н. В. Тюленевой откликнулось на мою просьбу наладить контакты с людьми, занимающимися изучением биографии Э. К. Пекарского. Они порекомендовали мне установить связь с бывшим сотрудником библиотеки Анной Васильевной Булаш. Как крупно мне повезло! Анна Васильевна – известный краевед, исследователь истории родного города и края, создатель интернет-проекта «Мозырь. XX век».

Великолепный знаток Мозыря, она провела меня по его улицам и памятным, историческим местам. До сего времени сохранилось здание бывшей мужской гимназии, где юный Эдуард начинал свое образование. Мозырская гимназия, в которой преподавали опытные наставники, давала весьма основательную подготовку, обширные и прочные знания. Ее воспитанниками и выпускниками в разные годы стали многие известные люди: Ф. И. Стравинский – оперный и камерный певец, солист петербургского Мариинского театра, отец всемирно известного композитора И. Ф. Стравинского; Ф. С. Бурчак – врач, государственный деятель, городской голова г. Киева (1916-1917 гг.);

М. Ф. Базаревич – педагог, окружной инспектор Киевского учебного округа; А. Р. Кугель – русский и советский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало», редактор журнала «Театр и искусство», автор многих книг; профессор М. В. Довнар-Запольский – историк, преподаватель высшей школы в Москве, Киеве, Харькове, Баку, создатель киевской научной школы, ректор Киевского коммерческого института, заведующий кафедрой истории Беларуси в БГУ (1925-1926 гг.) и другие.

В 1874 г. Мозырская гимназия ввиду малочисленности учащихся была преобразована в 6-классную прогимназию, и учащимся пришлось искать другие учебные заведения для продолжения образования. Так Пекарский оказался вначале в Минской, затем в Таганрогской и Черниговской гимназиях.
Сейчас в здании бывшей мужской гимназии находится образовательное учреждение, но нет на нем памятной доски с указанием имен и фамилий известных в стране людей, учившихся или вышедших из стен этого учебного заведения.

9 октября 2019 г. состоялась встреча с библиотекарями города, историками, преподавателями местного университета, теми, кому дорога история родного города, кто интересуется биографией своего знаменитого земляка. Во время встречи выступили А. В. Булаш, В. В. Карабинович – заведующая Барбаровской поселковой библиотекой. Я рассказала о жизненном и научном пути академика Э. К. Пекарского, подробнее остановилась на периоде якутской ссылки, на его семейных отношениях. Рассказ сопровождался презентацией фотографий, которые мне удалось еще ранее обнаружить в Санкт-Петербургском филиале архива РАН и в личных архивах наших родственников. Дело в том, что супруга Эдуарда Карловича Елена Андреевна Пекарская (Кугаевская) являлась родной сестрой моего деда Леонида Андреевича Кугаевского.

Слушатели проявили живой интерес к моему выступлению, задавали вопросы. При содействии руководства местной исполнительной власти, предоставившей микроавтобус, была совершена поездка в село Барбаров, куда в период каникул и праздников юный Эдуард приезжал к своему двоюродному деду Ромуальду Пекарскому, обеспечивавшему образование внучатого племянника. Дед служил управляющим имением, принадлежавшим богатому помещику
А. Горвату. Позже Ромуальд Пекарский выстроил себе дом в Барбарове, где и жил в последние годы своей жизни. В эти чрезвычайно живописные места Эдуард Пекарский приезжал подростком, чтобы надышаться воздухом, отдохнуть от занятий, пообщаться с друзьями. Сюда его постоянно тянуло и в зрелые годы.
Сохранилось множество устных воспоминаний, передающихся из поколения в поколение барбаровцев, воспроизводящих картины прошлой жизни: здесь когда-то кипела жизнь, работало несколько производств: смолокурное, ткацкое, кирпичное. К берегу реки Припять приставал пароход, на котором привозили товары и отправлялась продукция, производившаяся в Барбарове. Владельцы имения торговали скотом, лесом, хлебом с южными губерниями и Польшей.
До сих пор сохранились казенные въездные ворота с ажурными металлическими створками, ведшие в панский дворец, скрывавшийся за пышной зеленью в глубине сада. Сохранился и двухарочный мост через ров, когда-то окружавший усадьбу, а также помещение бывшей каретной, которая годы спустя была перестроена в школу, существующую по настоящее время.

В Барбарове нас приветливо встретили глава сельского поселения Т. В. Кушнирук, директор школы И. В. Заровная. В школе, в кабинете истории (учитель
Н. В. Кудрицкая), оборудован краеведческий уголок, где представлены материалы, рассказывающие о знаменитых земляках, чьи имена связаны с историей Барбарова: Почетный академик РАН Эдуард Карлович Пекарский, уроженцы этого села академик АН БССР Михаил Ефремович Мацепуро и известный композитор и педагог Николай Макарович Петренко. Среди экспонатов – образец кирпича с вытесненной на нем фамилией владельца завода А. Горвата и даже кусочек ковра из панского дома-дворца, сгоревшего в 1924 г.

Барбаровцы попросили меня отвезти на могилу Пекарского в Петербурге землю с родного для него места.

Результатом пребывания в местах, связанных с биографией Э. К. Пекарского, стало письмо инициативной группы, обратившейся к Администрации города Мозыря с предложением установить мемориальную доску на здании бывшей мужской гимназии с указанием имен и фамилий ее учащихся и выпускников, отличившихся в области науки, культуры, искусства и в других областях общественной жизни, в том числе имя Почетного академика РАН Э. К. Пекарского. Другой инициативой стало предложение увековечить его имя в названии одной из улиц г. Мозыря.

Далее мой путь лежал в  г. Санкт-Петербург. В этот раз в Петербурге я работала в архиве Академии Наук с письмами Пекарского, написанными отцу еще в подростковом и юношеском возрасте из Мозыря, Минска, Таганрога, Чернигова и Харькова, а также с письмами, отправленными родным из якутской ссылки. Первые написаны на польском языке, я их все перевела на русский язык. Это удивительные письма, свидетельствующие о том, как рано Эдуард Пекарский познал одиночество и нужду. Практически с раннего детства он вел самостоятельный образ жизни, учась далеко от семьи и проживая на частных квартирах. Рано начал подрабатывать, занимаясь с младшими учениками. Будучи полусиротой, осознавая свое зависимое от деда и других родственников положение, он не впадал в отчаяние. Уже в неполные 16 лет он твердо определил для себя цель жизни: стать хорошим доктором и помогать бедным, таким же сиротам, как он сам. Об этом он писал отцу.

Со страниц его писем ранней поры жизни встает перед нами очень цельная личность, будущий борец за социальную справедливость, защитник интересов крестьян-бедняков. До конца своих дней Эдуард Карлович Пекарский не изменял этому вектору своей жизни и всегда помогал людям, нуждавшимся в помощи и защите. Об этом свидетельствуют документы фонда, письма ученого, воспоминания о нем других людей.

В фонде 202 «Э. К. Пекарский» Санкт-Петербургского филиала архива РАН я ознакомилась с рукописными воспоминаниями о Пекарском известного врача
Ф. Абрамова (Франца Викентьевича Абрамовича), чья судьба также тесно связана с Барбаровом и Мозырем. Это – друг детства и ранней юности Эдуарда Карловича и один из его подопечных по учебе в гимназии. Искренние и добрые слова пишет Абрамов в адрес своего старшего друга. По ним можно хорошо представить личность молодого Пекарского и то значение, которое он имел в жизни автора воспоминаний.

Просьбу жителей села Барбаров – отвезти в Петербург родную землю Эдуарда Карловича – я выполнила. При содействии Якутского представительства в г. Санкт-Петербурге (глава Ю. Н. Кривцов), предоставившего в мое распоряжение автомобиль, я посетила могилу Э. К. Пекарского на Смоленском Лютеранском кладбище, положила цветы и землю с родного ему места. Затем съездила на Пискаревское кладбище, где в братских могилах захоронены сотни тысяч ленинградцев – жертв блокады 1941-1944 гг. В одной из них покоится моя бабушка – любимая супруга Э. К. Пекарского Елена Андреевна Пекарская (Кугаевская), умершая в Ленинграде в июне 1942 г. Здесь, к одному из пилонов с датой «1942», я возложила цветы.

Так завершилась моя поездка к местам, связанным с именем Э. К. Пекарского в Республике Беларусь и г. Санкт-Петербурге. Впереди – большая работа по воссозданию биографии и социально-психологического портрета одного из выдающихся сынов Польши, Беларуси и России.

Выражаю свою искреннюю благодарность всем, кто помогал мне в этой большой поездке: заместителю председателя Мозырского райисполкома Ф. Ф. Галюку, начальнику отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи И. Е. Миронычевой, сотрудникам Центральной библиотеки г. Мозыря, жителям д. Барбаров. Сердечное спасибо А. В. Булаш, жителям г. Мозыря, с кем посчастливилось соприкоснуться в дни пребывания в братской Беларуси.

Мозырь–Санкт-Петербург–Горно-Алтайск.

Татьяна ЩЕРБАКОВА,
кандидат педагогических
наук, доцент.

Exit mobile version