Жыцце Палесся

Они особенные. О реабилитации детей с особенностями психофизического развития

Дети с особенностями психофизического развития – одна из категорий граждан, которой уделяется особое внимание со стороны общества и государства.

И чтобы каждый человек данной категории мог стать максимально развитой личностью, ему необходима помощь. Реабилитация таких детей – это целый комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, развитие необходимых социально-бытовых и трудовых навыков, а также обучение творчеству.

Для создания творческой среды и развития художественно-творческих способностей у людей с ограниченными возможностями в ГОУ «Мозырский центр творчества детей и молодежи» на базе учреждения «Центр медицинской реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Радуга», организовано объединение по интересам художественного профиля «Домовенок». В объединении занимаются шесть ребят разного возраста и с различными диагнозами.

Педагогическая работа с такими детьми заключается в понимании того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, они нуждаются в особенном, индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОПФР не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Основной задачей обучения и воспитания таких детей декоративно-прикладному творчеству будет создание условий для формирования эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, их эстетическому оформлению, а также развитию навыков работы с различными материалами.

На занятиях в объединении учащиеся выполняют поделки из бумаги, картона, работают с бросовым материалом. Педагог стремится развивать их восприятие, мышление, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, речь, воображение. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию, где они учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию и заботе. Через такие занятия происходит личностное становление и социализация проблемных детей.

Бумага и картон – самый доступный и универсальный для ребенка материал. Они нашли широкое применение в работе кружка. Особенно привлекает учащихся возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, своим родителям, друзьям.

Через действия с рабочим материалом, с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Учащиеся гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

Татьяна Прус,
педагог дополнительного образования.

Exit mobile version