Большую часть времени ученики и учителя проводят в стенах учебного заведения. В самый ответственный год – выпускной – ребята определяются с будущей профессией, оставляя впоследствии позади школьные годы и не связывая свое будущее с преподаванием. Некоторые из ребят не просто становятся учителями, но и возвращаются в свою родную школу работать.
О том, с какими чувствами вливались в уже знакомый педагогический коллектив, рассказывают учителя и бывшие выпускники средней школы № 7.
В школе работают одиннадцать педагогов – выпускников разных лет с временным диапазоном с 1980 по 2014 годы.
Представителем старшего поколения в этой когорте профессионалов своего дела является учитель трудового обучения Инна Владимировна Косинская, которая окончила школу в уже далеком 1980 году, в 1986 году получила диплом Мозырского пединститута. Трудовой путь Инны Владимировны начался в 1988 году с должности воспитателя в санаторно-лесной школе, где она проработала три года, после чего в 1991 году судьба свела ее с родной школой. Сначала вела у ребят черчение, а через какое-то время стала учителем трудового обучения.
Как всякому молодому педагогу, вернувшемуся в свою же школу на работу, первое время было волнительно и немного неловко, но с течением времени все эти моменты сгладились. Неловкость прошла, появились уверенность, опыт, к тому же потом стали возвращаться в школу выпускники поздних лет, для которых приходилось становиться примером.
А еще Инна Владимировна призналась, что пошла по стопам матери Нины Алексеевны Цибезовой, проработавшей в этой школе с 1966 по 1980 год. Она – отличник просвещения БССР.
– Когда в школу возвращаются наши ученики уже в качестве коллег, то, безусловно, мы чувствуем гордость, – говорит Инна Владимировна. – Гордимся тем, что смогли научить, и тем, что ребята впитали в себя эти знания. Отрадно наблюдать за ними в работе, как они из года в год набираются опыта.
Учитель русского языка и литературы Валентина Евгеньевна Щипер окончила школу в 1981 году, сразу же поступила в Мозырский пединститут, после окончания которого работала в средней школе № 8. В родную школу вернулась в 1996 году.
Профессиональная династия Щипер-Клименко.
– Учить детей была моя мечта, – говорит Валентина Евгеньевна. – Несмотря на то, что родители видели меня экономистом, я все равно после школы подала документы в педагогический. Значительную роль в этом выборе сыграла моя учительница русского языка и литературы Фаина Иосифовна Каганович. Ее уроки литературы привили мне такую любовь к предмету и профессии, что я никем не видела себя, кроме как учителем.
Вообще же, семья Щипер – уникальный пример профессиональной династии: две дочери и зятья Валентины Евгеньевны учительствуют, причем старшая дочь Виктория Игоревна Клименко работает в этой же школе заместителем директора по учебной работе, а ее муж Сергей Николаевич – учителем трудового обучения.
К слову, общий педагогический стаж этой семьи составляет около 300 лет.
Более молодое поколение учителей и бывших выпускников школы представляет учитель физики и воспитатель группы продленного дня Юлия Николаевна Гнедько, окончившая школу в 1997 году.
После учебы в Мозырском пединституте на факультете обслуживающего труда и физики отработала два года в городе Турове, затем был декретный отпуск и возвращение в родную школу в качестве учителя.
Ю. Н. Гнедько с ребятами из группы продленного дня.
– Меня пригласила на работу бывший директор Раиса Дмитриевна Каркошко, – рассказывает Юлия Николаевна. – Тогда была вакансия учителя физики, и я, конечно, согласилась. Первое время стеснялась, было немного неловко среди старших и более опытных коллег. На первых порах мне очень помогали советом и делом мои же учителя Татьяна Казимировна Ананьева и Наталья Михайловна Кляусенко.
О себе рассказывать всегда трудно и немного странно: вроде как давать похвальную характеристику своим же качествам. Поэтому заместитель директора по учебной работе Виктория Игоревна Клименко пришла на помощь:
– Юлия Николаевна очень творческий педагог. В группе продленного дня она с детьми и лепит, и рисует, помогает с домашним заданием, придумывает разные интересные занятия, чтобы ребята ни минуты не скучали. Поэтому вполне закономерно, что дети с удовольствием посещают продленку.
– Второй воспитатель группы продленного дня, выпускница нашей школы – Майя Ивановна Василькова. Она окончила школу в 80-х годах. Отучилась на учителя математики, но нашла себя в работе с первоклашками. Майя Ивановна квалифицированный педагог, профессионал своего дела и добрейшей души человек, – добавляет Виктория Игоревна.
Педагог-психолог социальный Екатерина Олеговна Реут была выпускницей в 2002 году.
В этом же году поступила в Мозырский пединститут на факультет технологии и обслуживающего труда, социальной педагогики. После окончания вуза в 2007 году отрабатывала в деревне Горочичи Калинковичского района. Однако после первого года отработки перераспределилась в Мозырский отдел образования, который направил ее в среднюю школу № 7.
Е. О. Реут со своей дочерью.
– Я была безумно этому рада, – говорит Екатерина Олеговна. – Мне тогда подумалось: это ж какая удача, что меня перераспределили в мою же школу! Первое время было страшно и очень волнительно. Я переживала, как меня примут в коллективе в качестве учителя, как ко мне будут относиться, ведь казалось, что только недавно я была их ученицей, а теперь коллега. Но даже несмотря на первоначальное волнение и неловкость, радость все же преобладала. Работать я начала в качестве педагога социального, в этой же должности работаю до сих пор. Кстати, Инна Владимировна Косинская была когда-то моей учительницей.
В 2002-м году школу окончила и Ольга Сергеевна Потребка – учитель-дефектолог.
Высшее педагогическое образование получила на факультете дошкольного и начального обучения Мозырского пединститута. В школу пришла в феврале 2011 года как учитель-дефектолог.
Особенности работы Ольги Сергеевны заключаются в том, что ее ученики – дети с особенностями в развитии. Как известно, таким детям необходимо больше внимания, нужно приложить больше усилий, чтобы объяснить, научить. На своих занятиях Ольга Сергеевна использует много наглядного материала, который способствует лучшему восприятию темы.
– Как бы ни было сложно, но работать интересно, а главное спокойно и комфортно, благодаря сплоченному коллективу. Школа как второй дом, а дома, как говорится, и стены помогают. Всегда придут на помощь, поддержат, дадут совет, оттого и работается легко.
Стоит отметить, что Ольга Сергеевна тоже из педагогической семьи. Мама работала в этой школе заместителем директора по учебной работе, а на данный момент находится на заслуженном отдыхе.
Молодое поколение педагогов представляют учителя английского и немецкого языка Алла Юрьевна Шеремет и Екатерина Павловна Пацук, с годами выпуска 2006 и 2014 соответственно.
Алла Юрьевна окончила Мозырский педуниверситет в 2011 году, после чего уехала на год в Германию на языковую стажировку.
– После возвращения домой в 2012 году начала искать работу. Изначально свою школу в качестве места работы я не рассматривала – было страшно работать со своими же учителями. Мне казалось, что не справлюсь или не оправдаю надежд. Тогда же в другой школе я взяла документы для прохождения медкомиссии. В тот же день, возвращаясь домой и проходя мимо школы, я подумала: зайду в гости, поздороваюсь. Зашла в кабинет к директору – Раисе Дмитриевне Каркошко. В разговоре, между делом, упомянула, что ищу работу, и Раиса Дмитриевна предложила мне свои часы немецкого языка, потому что на то время ей уже было сложно преподавать, а спустя какое-то время мне добавили еще и часы английского.
Теперь, каждый день приходя на работу, Алла Юрьевна убеждена в одном: ни за что не променяет свою школу на какую-то другую, потому что здесь все такое родное, знакомое и привычное, что представить себя в другом месте уже невозможно. Но самое главное и, возможно, волшебное в учительстве, по мнению молодого педагога, – ощущение отдачи от учеников. Когда видишь, что они стремятся к знаниям, увлечены и заинтересованы, то для учителя любого возраста ничего не может быть отраднее.
Такого же мнения и учитель английского языка Екатерина Павловна Пацук, тем более она молодой специалист – представитель самого младшего поколения педагогов и бывших выпускников средней школы № 7.
Окончив школу в 2014 году, поступила в Мозырский педуниверситет. По распределению работать начала в одной из школ города Жлобина, однако вскоре решилаперераспределиться. И надо же было такому случиться, что Мозырский отдел образования направил Екатерину Павловну в ее же школу.
– Я и подумать такого не могла, – говорит молодой специалист. – Я была так рада, что словами мои чувства выразить затруднительно. Стала вести английский язык в младших классах, а с 2019 года я еще и классный руководитель в 5 «В» классе. Хочу сказать, что мне повезло с детьми: они увлечены, заинтересованы, старательны. Когда я вижу, что они тянут руки на уроке, настроение поднимается, открывается второе дыхание. Значит, мои усилия не напрасны, я все правильно делаю. От такого прилива энтузиазма хочется работать еще лучше и больше. Еще хочется поблагодарить своих старших коллег за вовремя оказанную поддержку, за советы и помощь, потому что кому, как не им, учить нас, молодых и неопытных, тонкостям педагогического мастерства.
Как видим, у всех педагогов жизненные обстоятельства разные, но объединяет их одно – средняя школа № 7, где им каждый день открываются новые горизонты, где тепло человеческого и профессионального общения, дружба и уважение, помощь и поддержка. В такой коллектив хочется возвращаться снова и снова.
Об этом же говорит и директор школы Владимир Васильевич Хомутовский:
– Без ложной скромности скажу, что наш коллектив – самый лучший. Здесь работают профессионалы своего дела, на которых можно положиться, с которыми можно работать и решать все насущные проблемы. Когда же возвращаются в школу работать бывшие ученики, то это приятно.
Это еще раз доказывает, что не зря коллектив учителей работал и вкладывал душу в свою работу, чтобы научить и воспитать не только достойных людей, но и профессиональных педагогов.
Ольга Дуброва.