Милиция? Срочно приезжайте!
Кто и почему вызывает милицию? Как долго придется ждать сотрудников РОВД? Какой вызов считается ложным, и что первым делом сообщить по телефону дежурному?
Обо всем этом корреспондент газеты «Жыццё Палесся» побеседовала с начальником оперативно-дежурной службы Мозырского РОВД Виктором Николаевичем Алексеевым. Мы узнали о том, что в сутки на Мозырщине милицию вызывают в среднем 50-80 раз, что, сообщая причину вызова милиции, лучше не врать.
– Можно ли все поступающие вызовы условно разделить на группы?
– Конечно. Мы делим их на сообщения о преступлениях, сообщения об административных правонарушениях и информацию, по которой необходимо выбытие сотрудников милиции. Это лишь те звонки, которые регистрируются. Кроме этого, есть звонки, касающиеся справочной информации (кто как работает, кто у меня участковый, как принимает начальник). А в целом звонки можно назвать разноплановыми.
– На все ли звонки обязаны реагировать сотрудники милиции?
– Нет, не на все. Иногда поступают звонки, которые не входят в компетенцию милиции. Тогда мы передаем их компетентным службам. Допустим, поступает звонок, что на каком-то перекрестке не работает светофор. Но милиция, в частности, ГАИ, светофоры не обслуживает. Мы передаем звонок той структуре, которая этим занимается. Опять же, сообщения о том, что соседи топят или шумят, не входят в компетенцию милиции. Но мы данные сообщения регистрируем, потому что в этом случае есть состав административного правонарушения, и передаем либо в ЖЭУ, если дом находится на балансе, или в райисполком для последующего информирования председателя КИЗа этого дома. Нарушение правил пользования жилыми помещениями – вне компетенции милиции.
– Кто определяет, какой категории принадлежит тот или иной вызов?
– Сотрудники оперативно-дежурной службы. Ежедневно на суточное дежурство заступают старший оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного, а с осени 2018 года в штат ОДС введена также должность оператора линии 102. Граждане, которые часто звонят в милицию, были удивлены, когда им начал отвечать не строгий мужской, а приятный женский голос. К чему такие нововведения? С 19 февраля текущего года к базе Мозырского РОВД подключается линия 102 города Калинковичи и Калинковичского района. Теперь калинковичане, звоня на линию 102, будут попадать в Мозырский РОВД. Их сообщения мы будем принимать и отправлять при необходимости по нашему ведомственному каналу в Калинковичи для реагирования. Так что, если вы будете звонить в милицию, не удивляйтесь вопросу «Из какого города вы звоните?» Такая практика, в общем-то, не нова. В Гомеле все вызовы попадают на общую линию 102, а операторы координируют вызовы и распределяют по районным отделам внутренних дел города Гомеля.
– Сколько звонков поступает в оперативно-дежурную службу?
– В сутки – 50-80 вызовов. Эта цифра не зависит от того, выходной ли день, или рабочий. Это те вызовы, на которые выбывают сотрудники милиции. Справочную информацию сюда не относим, а вместе с нею может быть и 100-150 звонков.
– Вызовы делятся по срочности?
– На все сообщения у нас регламентированы сроки выбытия. На административные правонарушения в черте города сотрудники милиции прибудут в течение 35 минут, за чертой города, на расстояния до 30 км – в течение часа, свыше 30 км – в течение полутора часов. По преступлениям и правонарушениям первый наряд обязан прибыть в черте города в течение 10 минут.
– Что считается ложным вызовом?
– Человек умышленно сообщает о преступлении или правонарушении, заведомо зная, что его не было – это ложный вызов. Он наказуем. За сообщение о ложном преступлении предусмотрена ответственность по ст. 400 Уголовного кодекса, а за сообщение об административном правонарушении предусмотрена ответственность по ст. 17.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
– Если, допустим, вы в окно увидели драку, вызвали милицию, а к моменту прибытия сотрудников РОВД дерущиеся убежали – это не посчитают ложным вызовом?
– Нет. Вы будете являться очевидцем. К слову, драка может квалифицироваться как по Уголовному кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство – административное правонарушение, злостное хулиганство – преступление.
– За последнее время бывали ли случаи ложных вызовов?
– Такое случается. Например, поступает сообщение, что человека избили. На самом деле он упал сам, когда шел пьяный. А жене стыдно признаться, вот и говорит, что его избили неизвестные, вызывает милицию. Начинаем разбираться – избиения не было. Благо сейчас на улицах полно камер наружного видеонаблюдения. Не так сложно установить, совершались ли на самом деле в отношении человека какие-либо противоправные действия.
– А сообщений о преступлениях много поступает?
– Опять же, эта цифра сильно варьируется. За вчерашний день, например, было 9 выездов следственно-оперативной группы. Бывают дни, когда нет ни одного такого вызова. Однако следственно-оперативная группа не обязательно выезжает на преступления. Мы, например, также выезжаем на констатацию смерти человека. Это тоже занимает определенное время: следственно-оперативная группа составляет процессуальный документ.
– В зависимости от категории вызова, кто приедет на него?
– На вызовы, где есть признаки состава преступления, выезжает следственно-оперативная группа. В ее состав входят следователь, сотрудник милиции (опер-
уполномоченный уголовного розыска либо сотрудник ОБЭП, либо участковый милиционер) и представители комитета государственных судебных экспертиз. Если шумят соседи, участие следователя нецелесообразно. На такие вызовы выезжает участковый инспектор. Если на улице драка, пьяная компания шумит, приезжают сотрудники патрульно-постовой службы.
– Интересно, куда и по какому поводу приходится выезжать, если предполагается преступление?
– В любое место – на улицу, в заведение. Поводы – порча имущества, кража… Драки, как я уже сказал, могут быть квалифицированы по-разному. Много вызовов в вечернее время в увеселительные заведения. Сейчас в городе остался только один ночной клуб. Бывает, люди там выясняют отношения, и все заканчивается дракой, телесными повреждениями. Широкую огласку приобрел случай, когда во время драки в клубе посетительница ударила другого посетителя стеклянной бутылкой по голове. Или человек забыл в клубе телефон, а другой его забрал. Мобильный телефон легко идентифицировать и установить его местонахождение. Глубоким заблуждением будет думать, что если вы нашли мобильник, то он теперь ваш. Это трактуется как кража. Забывают в клубах сумочки, документы…
– Если что-то найдено, это можно приносить в милицию?
– Можно, никаких проблем. У нас есть возможности и средства, чтобы оперативно найти владельца.
– Ресторан «Теремъ» одно время считался достаточно проблемным по дракам – в народе говорят. Как сейчас там дела?
– Сейчас стало спокойнее. Поначалу, когда заведение только открылось, было очень много людей, и соответственно, много конфликтов. Администрация ресторана работает над тем, чтобы порядок соблюдался.
– А нареканий в адрес охраны увеселительных заведений милиция не имеет?
– С нашей стороны к ним претензий нет. У них своя должностная инструкция. Пьяных, которые потенциально могут устроить дебош, не пускать, несовершеннолетних также: нужно подтвердить возраст паспортом. Если ситуация разворачивается в сторону конфликта, вызывают милицию.
– Если случилась драка, могут ли сторонние люди, очевидцы, разнимать и удерживать дерущихся до приезда милиции?
– Вопрос сложный. Все зависит от того, соизмеримы ли меры воздействия с мерой агрессии. К тому же рисковать своей безопасностью не стоит. Были случаи, когда доставалось и «миротворцам». Конечно, гражданский долг пресечения преступления приветствуется, но только так, чтобы самому не оказаться пострадавшим. Если видите драку, лучше не влезать в нее, а вызвать милицию.
– Что беспокоит сотрудников ОДС?
– Люди делают необдуманный вызов милиции. Большая проблема – вызовы на семейные скандалы. Поругались – жена вызвала милицию. Пока сотрудники приезжают, говорит: «Я уже передумала, не буду на него заявлять, просто попугайте его». Мы по телефону не видим реальной ситуации, поэтому всегда направляем участкового. Перезвонить и сказать, что вам уже помощь не нужна, не получится: наш долг – приехать и разобраться. Так что взвесьте все за и против, нужна ли вам в данный момент милиция. Если есть какие-то проблемы, вам не дают спокойно жить скандалами, есть резон обратиться к своему участковому инспектору, который при необходимости проведет разъяснительную беседу и расскажет зачинщику скандалов, какое наказание ему может грозить, в случае, если тот не угомонится.
– Тем не менее семейно-бытовое насилие – проблема острая. В каких случаях надо вызывать милицию?
– Когда угрожают вашей жизни и здоровью. Если уладить конфликт дипломатическим способом не удается, милиция вмешивается и принимает административные меры наказания в отношении правонарушителя, проявляя при этом беспристрастность. Мы не становимся ни на чью сторону. Смотрим на факты и принимаем единственно верное решение, чтобы пресечь противоправное деяние.
– Как правильно вызывать милицию? Что в первую очередь сообщить дежурному?
– Все вопросы задаст сотрудник оперативно-дежурной службы. Он спросит суть обращения. Все номера телефонов, с которых звонят по номеру 102, определяются. Первое, что сделает сотрудник, подняв трубку, – пометит себе номер телефона, чтобы можно было перезвонить, если связь прервется. Узнает необходимые данные, причину обращения, а дальше будет решать, кого направлять на вызов.
– Если звонящему угрожает опасность, но он боится об этом сказать, дежурный поймет ситуацию?
– Мы реагируем даже на такие звонки, где просто говорят: «Милиция? Срочно приезжайте!» Человек не может объяснить, что случилось. Если у вас нет времени на долгие объяснения, хотя бы просто скажите адрес. При этом звонящий может не называть свое имя, личные данные. Регистрируется как сообщение от неизвестного. Хотелось бы только, чтобы милицию вызывали тогда, когда она действительно нужна.
Записала Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото Сергея БОРОВИКА.