«Билетный кассир способен создать хорошее настроение, сделав дорогу доброй и приятной!» – уверена Татьяна Анатольевна АКУЛЕНКО.
Татьяна Анатольевна работает в билетной кассе железнодорожной станции Козенки уже шестой год.
«Выбор профессии был прост, – говорит Татьяна Акуленко. – Здесь работала кассиром моя мама, я часто приходила к ней на работу. В колледж железнодорожного транспорта в Гомеле поступить не получилось, некоторое время работала кондитером, а потом гены взяли свое. По совету мамы на нашей станции прошла курсы кассиров, сегодня билетная касса – мое любимое рабочее место. Для железнодорожников семейные династии обычное дело – есть в этом мире железных дорог нечто волшебно-романтическое, хотя мама никогда не скрывала, что работа у нее бывает порой сложной и нервной. Но когда у тебя замечательный коллектив и грамотное руководство, то все трудности преодолимы. У младшего сына, например, любимые игрушки – это паровозики…
Конечно, сегодняшние условия работы с мамиными не сравнить, когда надо было постоянно связываться с диспетчером, а сейчас мы на экране видим всю картину по билетам в любом вагоне. Но не думаю, что стало проще: технику надо осваивать, а пассажиры стали требовательнее и капризнее в плане комфорта. Здоровый крепкий парень может отказаться от поездки в Минск, если нет нижнего места. Поэтому приходится не только искать приемлемые варианты, но еще и успокаивать, убеждать, объяснять…»
Так что умение общаться в сочетании со стрессоустойчивостью просто необходимы! А еще при внешней простоте – выслушал пассажира, ввел данные в компьютер, посчитал деньги, выдал сдачу и билет – профессия кассира относится к профессиям исключительно умственного труда. Судите сами: в практике Татьяны Анатольевны обычное дело, когда пассажиры покупали билеты в Крым, Архангельск, Саратов, Воронеж, Львов, Сочи и другие города, куда нет прямых поездов из Беларуси. И для каждого путешественника надо проложить оптимальный маршрут по времени, финансовым затратам, да еще с комфортом, быстро выбрав единственно верные варианты из десятков возможных. А потом с хорошей дикцией, громко и четко это не просто сообщить, но и убедиться, что клиент все правильно понял. И все надо сделать быстро и терпеливо, потому что нередко кассу подпирает толпа эмоциональных и нетерпеливых будущих пассажиров.
Не ошибемся, если скажем, что билетная касса – витрина станции, а кассир – ее лицо. Ведь часто именно он первым встречает посетителей или провожает их. Поэтому вежливость и приветливость не только по обязанности необходимы, а это большие эмоциональные затраты. Так что очень хочется призвать всех путешественников быть взаимно вежливыми.
Конечно, автоматизация и цифровизация наступают, но мы лично, планируя маршрут, предпочли бы живое участливое общение с билетным кассиром Татьяной Акуленко и ее очаровательными коллегами. Есть уверенность, что поездка точно состоится и будет комфортной.
Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.