Дмитрий КУЛИК:
«Уверены, что совсем скоро научно-технический прогресс внесет свои коррективы в известную песню Аллы Пугачевой. Готовы ли мы встретить новые реалии?»
Третье: чтобы простимулировать строительство зарядных станций, земельные участки под них будут выдавать в аренду бесплатно, а зарядные станции тоже можно будет ввозить без 20 % НДС. Есть и такой пункт: освобождение от уплаты пошлины на допуск электромобилей к участию в дорожном движении – так называемого «дорожного налога».
Пока же, по данным ГАИ, в Мозыре не зарегистрировано ни одного электромобиля, и на учете около десяти гибридных машин, работающих и на двигателе внутреннего сгорания, и на электричестве. Специалисты автошкол рассказали, что специально обучать вождению на электромобиле нет необходимости: это такое же транспортное средство, как и прочие «легковушки», просто у них другой источник энергии. Всего же в Беларуси примерно 350 машин на электрической тяге – пока это больше роскошь, чем средство передвижения.
Минусы электромобилей известны. Кроме цены, это и ограниченный запас хода на одной зарядке – в среднем 150-300 километров. Правда, вроде бы есть «Tesla», способная преодолеть 800 км, но она и стоит соответственно…
А если учесть, что эта зима была, скорее, исключением, и дороги у нас не везде идеальны, а многие любят на машине ездить на дачу и по грибы по пересеченной местности, то показатели становятся еще ниже. И как при необходимости за городом раздобыть ведро электричества?
Тем неожиданней стали для нас результаты опроса в социальных сетях по теме «Электромобиль – за и против», в котором приняли участие 250 человек. В пользу традиционного автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания высказались
75 человек, 30 % опрошенных. Пункт «Если только электросамокат» предпочли 34 мозырянина, 13,6 %. Желание «Хочу пересесть на электромобиль» поддержал 141 автомобилист, 56,4 % – уверенное лидерство! Судя по комментариям, людей пока останавливает цена и возможные проблемы с техобслуживанием. Хотя и по ценовому ряду можно найти приемлемые предложения уже сейчас.
Итак, у людей есть желание, совсем скоро появится возможность, и, как минимум, 141 житель Мозыря осуществит свою мечту. Логично перейти к следующему направлению: как это полезное начинание сможет поддержать инфраструктура города и района? Можем ошибаться, но на карте Мозыря и окрестностей мы насчитали 9 АЗС, но для электромобилей станций зарядки необходимо в разы больше (хотя можно, и как смартфон, оставлять на подзарядку на ночь на 6-8 часов). Но сегодня ближайшая и единственная станция находится в Калинковичах. Простой пример: зарядка одной такой машины на станции длится 20 минут, поэтому очередь даже из трех машин уже не кажется короткой. А если рискнуть на электромобиле поехать в Гомель, то, зарядившись в Калинковичах, следующая станция будет только по приезде, через 128 километров.
Вывод очевиден: уже сейчас, планируя в городе новые территории, реконструируя старые, необходимо предусматривать инфраструктуру для электромобилей. Потому что объективно за ними будущее, и всегда лучше предусмотреть заранее, чем потом переделывать.