Возраст многих образцов панельной живописи, принадлежащих кисти итальянских мастеров, исчисляется сотнями лет. Но даже то, что полотна не всегда хранились в идеальных музейных условиях, особо не повлияло на их сохранность.
Искусствоведы всего мира долго ломали головы над причиной такой устойчивости картин времен Возрождения, пока не осознали: долгой жизнью картины обязаны кракелюру – узору из мелких трещин, образовавшихся на поверхности.
Как сообщает журнал Heritage Science, химики из Европы и США выяснили, что панельная живопись, покрытая кракелюром, остается стабильной, даже если хранилась в далеко неидеальных условиях. Подобный вывод удалось сделать благодаря активному применению точных наук в истории и искусствоведении, которые позволяют увидеть внутри артефактов и памятников то, что обычно ускользало из поля зрения экспертов, было утеряно со временем или по воле творцов.
Так, химик из Института катализа и химии поверхностей в Кракове Лукаш Браташ вместе с коллегами детально изучил процесс формирования кракелюра на картинах, написанных не на холсте, а на панелях – плоских листах из дерева. В начале эпохи Возрождения этот материал широко применялся художниками всей Европы. К числу самых знаменитых таких полотен относятся «Джоконда» Леонардо да Винчи, иконы Андрея Рублева и портреты Сандро Боттичелли.
Ученые давно пришли к выводу, что картины покрываются кракелюром из-за перепадов температуры и влажности. Под воздействием внешних факторов самый нижний слой полотен, называемый художниками грунтом, расширяется и сжимается. Его состав включает в себя различные типы белил, крахмала, желатина и других животных белков и жиров, что не дает последующим слоям красок впитываться в древесину. Это и придает полотну однородную текстуру и цвет.
В то же время искусствоведы считали крайне нежелательным возникновение на поверхности картин дополнительных трещин. По их мнению, новые отметины на кракелюре способствовали проникновению влаги в грунтовый слой и ускоряли его разрушение. Поэтому в крупнейших музеях мира поддерживается постоянный уровень температуры (21 оС) и влажности (45–55%).
Однако польские химики, их коллеги из США и Франции проверили, действительно ли так необходимо соблюдать этот температурный стандарт на выставках. Проследив за формированием кракелюра на двух дощечках, покрытых слоем грунта и хранимых в разных условиях, они детально просчитали, с какой скоростью будет возникать узор на поверхности.
Вопреки ожиданиям искусствоведов скорость появления трещин замедлилась, так как кракелюр не увеличивал, а уменьшал механическое напряжение внутри полотна. По этой же причине подобные дефекты не ускоряют разрушение «Моны Лизы» и других картин, а, наоборот, защищают их.
– Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение и тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс протекает до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до такой отметки, когда кракелюр перестает формироваться, – подытожил Лукаш Браташ.
Ученый выразил надежду, что полученные данные помогут создать более дешевые системы климат-контроля в старых зданиях галерей и музеев, финансовые возможности которых ограничены.
Подготовил Максим КОЗЛОВ
Фото из открытых интернет-источников