На первый вопрос: «В чем заключается ваша креативность?», — Денис ответил моментально:
— Креативность подразумевает создание чего-то необыкновенного, чего не было у других, с определенной фантазией. Поэтому я креативный тогда, когда создаю спектакли, придумываю, как их обыграть, как поставить декорации, креативный — когда пишу текст к выступлению. В какой-то мере да, таковым меня можно назвать.
Пустившись в воспоминания, Денис говорит, что творческая жила была в нем всегда. С самого детства у него было стремление что-то сочинять, рисовать, пытался играть в различных театрализованных представлениях. Однако сейчас основная деятельность молодого человека — преподавание химии, биологии, географии, астрономии, физики.
— Преподаю семь предметов, в это же время ставлю спектакли — у нас в колледже есть свое творческое объединение, — говорит Денис. — Я набираю актеров среди наших учащихся. В остальное время я играю в народном молодежном любительском театре «Легион». Участвую в городских мероприятиях, часто зовут быть ведущим мероприятий в ГДК, на мероприятия городского масштаба.
Казалось бы, что после шести лет актерского опыта в «Легионе» в пору уже писать свои сценарии. Как никак опыт имеется, представление о театре и театральном закулисье — тоже, но, по словам молодого преподавателя, писать сценарии самостоятельно еще рано — мало опыта, да и хочется реализоваться на режиссерской стезе.
— Я режиссирую, перерабатывая сценарии известных и неизвестных авторов. Основная задача — представить спектакль зрителям так, чтобы они видели его абсолютно по-новому. Этакая авторская интерпретация уже написанных произведений, — признается Денис. — К тому же я знаю многих режиссеров, которые никогда не выходили на сцену. Режиссер и актер — диаметрально противоположные профессии. Актер делает то, что хочет режиссер. А режиссер видит, как актер должен двигаться. Но это не значит, что режиссер сможет сделать то же самое. У режиссера в голове уже сложилась определенная картинка, он ее мысленно как фильм прокручивает, а потом должен сделать так, чтобы актер повторил эту картинку на сцене. Если режиссер грамотный, то он донесет, что конкретно хочет.
— То есть нет такого, что режиссеры в порыве гневного отчаяния рвут на себе волосы с возгласом: «Да вы тупые!»? Этакая кинематографичная карикатура на режиссеров, — не скрывая своего любопытства интересуюсь у собеседника.
— Вы удивитесь, но есть! И это нормально. Бывает, что ты уверен, что донес до актеров цель, задачу, видишь, как они двигаются, и тут — кто-то текст забыл, кто-то и вовсе его не знает, бывает, что не приходят на репетиции или стоят в сторонке шушукаются. Это нормально, это просто такой творческий процесс — закулисный. Творческие люди вообще по своей природе эмоциональны. Хотя, конечно, эмоции нужно направлять в положительное русло, и никакой агрессии. Когда режиссер кричит на актеров, все понимают, что он любит своих актеров. Режиссер, который не любит своих актеров, кричать на них не будет.
Нельзя не поговорить и о планах и проектах на будущее. Очевидно, что у творческого режиссера, да и вообще творческого человека, их громадьё. Главное — воплотить задуманное. Например, в мае учащиеся музколледжа и по совместительству актеры здешнего театра будут ставить спектакль «Красавец и чудовище» — молодежная интерпретация старых сказок. На более поздние сезоны в планах у художественного руководителя театральной студии музколледжа поставить что-то серьезное, ведь ресурсы у учебного заведения для этого есть. Кроме этого, в планах также когда-нибудь принять участие в конкурсе любительских театров. Почему в планах? По мнению Дениса, уровень театральной студии до конкурсов еще не дотягивает. С учетом того, что с каждым новым потоком учащихся состав труппы меняется, то, в первую очередь, нужно повышать режиссерский уровень мастерства, чтобы на конкурсы любительских театров можно было заявить о себе.
— А что же для этого нужно?
— Просто быть заинтересованным и интересующимся человеком. Читать о режиссерских техниках, смотреть, как это делают другие для того, чтобы понять, как это делать тебе. Не копировать! Всего лишь брать основу и видоизменять ее под свои реалии. Это к вопросу о креативности. Без саморазвития здесь никуда, как, впрочем, и в любой другой творческой сфере. Я как преподаватель и режиссер по совместительству могу сказать со стопроцентной уверенностью, что если ученика не заинтересовать, то ничего не получится. Важно, чтобы подростки видели заинтересованность и увлеченность самого педагога в том, что он делает.
В завершение беседы я не могла не спросить у Дениса о самой первой роли и о ролях, наиболее запомнившихся, потому что всегда интересно наблюдать за эмоциями и мимикой собеседника во время воспоминаний.
— Последняя серьезная роль — Коровьев-Фагот в спектакле «Мастер и Маргарита». В спектакле «Жизнь прекрасна!» по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» мне досталась главная роль — Семена Семеновича Подсекальникова. В спектакле «Пышка» по Ги де Мопассану я играл Корнюде — главного соблазнителя. Кстати, именно с этим спектаклем мы взяли Гран-при в конкурсе любительских театров в Гродно. В «Сказке про Федота Стрельца» я играл главную роль. Это только то, что сразу пришло на ум. Спектаклей было очень много, не считая детских представлений. Сейчас репетируем спектакль про жизнь солдата Ивана Чонкина. Это будет арт-хаусный спектакль-анекдот, какого в Мозыре еще не ставили. Премьеру планируем на 23 апреля.
А самая первая моя роль — Паук в сказке про шоколадное дерево. К этой роли я отнесся так, будто играл Гамлета, ничуть не меньше (смеется). Тогда я еще учился в университете, и, конечно, у меня был полный восторг, эйфория. Вот тогда-то я и вступил на актерскую стезю.
Ольга ЛАСУТА.