Нет инструмента совершенней, чем человеческий голос.
Так считает солистка Дворца культуры «Строитель» и руководитель ансамбля «Паляшучка» Елена Гаркуша.
С песней – по жизни. А во Дворце культуры «Строитель» – так почти всю сознательную жизнь. Елена Васильевна начала свой музыкальный путь именно здесь. К творчеству тяготела еще с детского сада. А потом пришла во Дворец культуры. И пела, и играла на фортепиано, и танцевала… В общем, никто не сомневался, что артистка она – по призванию.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
– Я человек с активной жизненной позицией. Кстати, родилась в День пионерской организации. Так что пионер по жизни. Еще с детского сада стремилась в любом конкурсе поучаствовать: и стихи почитать, и спеть, – вспоминает Елена Васильевна. – В третьем классе школы я пришла во Дворец культуры «Строитель», чтобы учиться музыке. Очень хотела играть на арфе – такая была мечта. Педагог удивился, но развел руками: нет арфы… Я сказала: «Тогда на скрипке». Но и скрипки во Дворце культуры не оказалось. Предложили фортепиано – я с удовольствием согласилась. Стала учиться в музыкальной студии. Ходила и в хор, и в танцевальный кружок. Мне было интересно все!
После школы Елена поступила в Мозырское государственное музыкальное училище – на отделение хорового дирижирования. Восхищали огромные коллективы, хоры, говорит она. Училище успешно закончила, по распределению отработала год в поселке Заширье Ельского района. А затем вернулась в Мозырь, во Дворец культуры «Строитель». Уже 30 лет, как Елена Васильевна работает здесь. Своему принципу не изменяет: выкладываться по максимуму. Вошла в состав нескольких творческих коллективов – среди них «Розгалас», «Медуница».
– Бывший директор наш, Ирина Алексеевна Федченко, говорила: «Работник культуры – и швец, и жнец, и на дуде игрец». Это не просто – прийти и начать руководить творческим коллективом: пусть они будут на сцене, а ты за кулисами. Нужно и самому оставаться артистом.
Любовь к большим коллективам не обошла стороной. Елена Васильевна – руководитель народного ансамбля «Паляшучка», самого многочисленного вокального коллектива Мозырщины. Сегодня в ансамбле поют 37 человек. Артисты – не профессионалы, зато большие энтузиасты: в основном бывшие рабочие, служащие, интеллигенция города, ныне на заслуженном отдыхе.
Звание народного коллектива «Паляшучка» носит давно, оно появилось еще до того, как Елена Васильевна возглавила его. А возглавляет «Полешучку» она, на минуточку, 30 лет!
– Это один из коллективов-старожилов Дворца культуры «Строитель», он стоял едва ли не у истоков, – поясняет моя собеседница. – В 1958 году «Строитель» ввели в эксплуатацию, а в 1961 «Полешучка» уже поехала на ВДНХ в Москву. Это говорит о многом, согласитесь.
После ухода предыдущего руководителя ансамбля руководство доверили молодому музыканту и певице Елене Гаркуше. Не все артисты были довольны тем, что теперь «у руля» коллектива будет мало кому знакомая 24-летняя девушка. Тем более, средний возраст участников ансамбля на тот момент был около 40 лет. Многие перестали ходить на репетиции – ансамбль тогда составлял всего 12 человек. Но вскоре все артисты вернулись обратно. С тех пор – не расстаются. Степенные дамы, артистки с многолетним опытом, обожают своего наставника Елену Васильевну.
– Мне нравится работать с людьми. Честно скажу: очень люблю свою работу. И если бы можно было начать жизнь с чистого листа, я бы все равно прошла именно этот путь. Это – мое. Всегда с удовольствием иду на работу, – улыбается Елена Гаркуша.
Песня – душа народа
Во Дворце культуры Елена Васильевна, уже как дипломированный музыкант, начала свою певческую карьеру с романсов. На хоровом отделении Мозырского музыкального училища обучали академическому вокалу – в этой манере и пела. Уже в процессе работы во Дворце культуры, попробовала эстрадное пение, потом – джаз. А затем поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств на народное отделение. Училась пять лет: осваивала народную манеру исполнения.
Интересны отличия между народной и академической манерой исполнения. Все начинается с дыхания: важно научиться делать правильный забор дыхания, правильное его распределение при пении. Дальше – певческие тонкости. В академическом вокале певец «делает рот куполом» для ровного и объемного звукоизвлечения. Своеобразное округление звука. В народном пении звук идет естественно. Как разговариваешь, так и поешь. Звук оказывается, что называется, «на зубах». Зато нужна очень красивая и четкая дикция.
– Помню разговор с дедушкой, я тогда еще была студенткой музыкального училища. Он мне и говорит: вот, мол, ты учишься пению. Оперу любишь? Я отвечаю: конечно, просто обожаю. А он мне: а что ты в ней понимаешь? Там же слова непонятные, – смеется Елена Васильевна. – Академическая манера именно такая: немного сглаживать согласные звуки, за счет чего слова могут звучать не совсем разборчиво. Народная манера предполагает четкость дикции.
Есть в народном пении своя специфика, неповторимая, цепляющая, как у всякого аутентичного искусства: интересные обертона, горловые звуки. Всему этому учатся певцы-народники. Многое зависит от сюжета песен: свадебная песня отличалась от песни-плача.
– Аутентичные народные песни поются в неизмененном виде, со всякими горловыми призвуками, со вздохами, с недопеванием слогов… Это очень интересно. Нельзя сбрасывать нашу исконную культуру со счетов. Хочется, чтобы молодежь знала ее, чтобы песни звучали…
Пока еще в мире не придумали музыкального инструмента краше и лучше, чем человеческий голос. Инструмент – все-таки механизм. А человеческий голос зависит от настроения человека, от отношения к песне, от самой песни… Ее можно преподнести так, что зал заплачет, – рассуждает артистка.
Артисту без сцены нельзя
Что такое музыкальный слух? Это умение человека воспроизвести какую-то мелодию. Бывает, человек не может это сделать или не может воспроизвести ритмический рисунок. Можно ли в таком случае научиться петь красиво?
– Возможно всё, – заверяет Елена Васильевна. Но только при старании. – Есть понятие внутреннего музыкального слуха. Человек поет как бы «внутри себя», а спеть так же, только голосом, у него не получается. Помню, лет двадцать назад пришел ко мне на занятия мужчина. Хотел петь. Я его прослушала – вообще никак. Поет на одной ноте, будто декламирует. Так сейчас читают рэп. Но он так хотел петь, что попросился ходить на репетиции. В хоре пел тихонько, чтобы не мешать никому. Прошел год. И вот наш «гудошник» (в среде музыкантов так называют человека, поющего на одной ноте) запел практически чисто. Ехали как-то с конкурса. В автобусе он попросился спеть сольно… и удивил всех!
Музыканту нельзя без сцены. Важно чувствовать себя востребованным. Важно, чтобы песня звучала.
– Коллективы, которые просто ходят на репетиции, а не выступают, очень быстро, что называется, выгорают. Нельзя вариться в собственном соку. Хочу пожелать коллегам почаще выступать! Пусть их приглашают на концерты, пусть будет возможность участвовать в конкурсах. Хотелось бы пожелать активной жизненной позиции каждому артисту, хорошего настроения и найти тот репертуар, который будет интересен коллективу. Ведь так много песен, которые еще не спеты!
Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото из архива ДК «Строитель».