Как помогают «особенным» детям и их родителям? Журналист газеты «Жыццё Палесся» постарается ответить на этот вопрос, посетив Мозырский Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В своей деятельности центр ориентируется на оказание комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). В этот спектр входит коррекционно-педагогическая, диагностическая, социальная, методическая, консультативная и информационно-аналитическая деятельность, а также оказание психологической помощи.
– Говоря простыми словами, в нашем центре помогают детям с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития, – рассказывает директор учреждения Наталья Сергеевна Кравец. – Воспитанники, как правило, имеют сразу несколько особенностей. К примеру, нарушение опорно-двигательного аппарата с нарушением интеллектуального развития или зрения, или слуха. Поэтому диагностика – одно из главных направлений работы центра, так как своевременное выявление детей с ОПФР помогает скорректировать их дальнейшее развитие.
По словам Натальи Сергеевны, в центре создан банк данных детей с особенностями психофизического развития, в котором по состоянию на начало 2020 года насчитывались 3460 детей. По состоянию на март этого года количество детей с особенностями психофизического развития в Мозырском районе составляет 3497.
Образовательный процесс
На обучение в 2019/2020 учебный год в центр зачислен 161 ребенок от 0 до 18 лет, открыты 5 классов и 4 дошкольные группы, группа раннего возраста от 0 до 3-х лет, приходят на коррекционные занятия дети из других учреждений. Обучение и воспитание проходит в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования. Занятия с детьми проводятся как индивидуально, так и в подгруппах.
В первой половине дня проводятся учебные и индивидуальные коррекционно-педагогические занятия. Во второй половине дня – коррекционные занятия, реабилитационные, организационно-воспитательные мероприятия, занятия по интересам, индивидуальная работа.
– На занятиях ребята учатся считать, сравнивать предметы, отвечать на вопросы, – рассказывает Наталья Кравец. – В комнате социальной адаптации, которая оборудована бытовой техникой, старшие ребята делают бутерброды, готовят салаты. Осваивают нехитрые домашние дела: разогревают пищу, убирают мусор, сортируют чистое и грязное белье. Кроме этого, в коррекционный процесс активно внедряются компьютерные программы «Коммуникация», «Видимая речь», «Учимся говорить правильно», «Специальные образовательные технологии», детские обучающие программы «АБВГДЕЙКа», «Игры для Тигры» и другие.
Также режимом дня во всех классах и дошкольных группах предусмотрены динамическая перемена, дневной сон, прогулки, игры на свежем воздухе, наблюдения за окружающей средой. Также проводятся мероприятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств детей: массаж, лечебная физкультура, а также мероприятия по развитию творчества, организация культурного досуга детей. Для этого в центре организована кружковая работа: учащиеся посещают кружок «Домовенок», 6 учащихся – кружок «Юный мастер», 6 учащихся – кружок «Волшебная бумага», 7 воспитанников – «Юные художники».
Немаловажным является тот факт, что в ЦКРОиР осуществляется подвоз детей-инвалидов (а это 23 ребенка) на обучение и обратно домой на специально оборудованном транспорте, оснащенном закрепленными инвалидными колясками для детей с ДЦП, ремнями безопасности, подъемником, специальными поручнями.
Директор центра говорит, что проводится постоянная работа по укреплению материально-технической базы центра и созданию безбарьерной среды для воспитанников. И, действительно, во время экскурсии, следуя за Натальей Сергеевной, вижу: дверные проемы без порогов шириной не менее 90 см, на ступеньках входа в здание и на внутренних лестничных маршах нанесена контрастная разметка в виде полосы, также в центре имеются специальные технические средства социальной реабилитации для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также лестничный гусеничный подъемник и многое другое.
Справочно: в ЦКРОиР имеются 5 классных комнат, 3 дошкольные группы, группа кратковременного пребывания детей раннего возраста, 13 групповых помещений, 17 кабинетов специалистов, 2 диагностических кабинета, 5 медицинских кабинетов, кабинет массажа, зал физической реабилитации, кабинет социальной адаптации, кабинет сенсорной стимуляции, кабинет предметно-практической деятельности, кабинет ранней комплексной помощи, ресурсный центр, музыкальный зал.
Медицинская реабилитация
Помимо педагогических работников и воспитателей, в центре работают врач-психиатр, врач-невролог, медсестра, медсестра по физиолечению, медсестра по массажу, инструктор ЛФК.
– Такой медсостав позволяет использовать новые формы и методы в работе по сохранению и укреплению здоровья детей, – комментирует Наталья Сергеевна. – Массаж, профилактические процессы с использованием лампы «Биоптрон», лечебная физкультура, ванны для ног с гидромассажем, матрац из турманиевой керамики – все эти процедуры предназначены для того, чтобы обеспечить для ребят комплексное оздоравливающее воздействие. Для оказания первой медицинской помощи оснащен процедурный кабинет в соответствии с санитарными требованиями.
К слову, в массажном кабинете проводится оздоровительный и лечебный массаж спины, верхних и нижних конечностей, воротниковой зоны, лица. При сколиозах позвоночника используется массажное кресло.
Справочно: в 2018/2019 учебном году было проведено 1406 физиотерапевтических процедур и 1616 процедур массажа.
– В течение года мы наблюдаем за физическим состоянием учащихся и воспитанников, – говорит директор центра. – Им обеспечено постоянное медицинское наблюдение. Кроме этого, по просьбе родителей медсестра выполняет назначения и рекомендации врача. С часто и длительно болеющими детьми проводится индивидуальная оздоровительная работа согласно рекомендациям врачей.
Для тех ребят, которые находятся в центре ежедневно по десять часов, организовано трехразовое бесплатное питание. В соответствии с рекомендациями врача-педиатра для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими и другими заболеваниями, организовано диетическое питание. Для нуждающихся в индивидуальном подходе организовано несколько видов диет, вплоть до безмолочной и перетертой пищи.
Интеграция в социум
– Наша задача – не только дать особенным детям знания, но и помочь им адаптироваться в обществе. Мы даем им базовые знания, прививаем навыки, развиваем творческий потенциал. Для этого в центре оборудован кабинет трудовой реабилитации, доукомплектован кабинет социально-бытовой адаптации, с учетом физических особенностей учащихся создан мини-огород, разбиты цветочные клумбы, «ароматический сад». Большое внимание уделяется включению ребят в различные мероприятия и праздники. На базе центра создан коллектив инклюзивного творчества «Вясёлка», в состав которого входят учащиеся и работники центра. Художественный руководитель коллектива Жанна Ефимовна Рыбак занимается постановкой мини-спектаклей, театрализованных представлений на основе собственных авторских разработок. Воспитанники вместе со специалистами центра под руководством Жанны Ефимовны являются постоянными участниками и дипломантами районных, областных и республиканских конкурсов и фестивалей.
Стоит упомянуть, что специалистами центра ведется работа по укреплению взаимодействия и партнерства с семьей. Так, с 2008 года постоянно действуют семейный клуб «Доброе сердце» – для родителей учащихся, родительская гостиная «Под знаком любви» – для родителей детей дошкольного возраста, родительская школа «Уютный дом» – для родителей детей раннего возраста.
В центре – особая атмосфера. Это ощущается сразу, как только переступаешь порог. Каждая деталь интерьера, созданного умелыми руками сотрудников, проникнута любовью. Здесь нет места формализму и равнодушию: «особенные» дети чувствуют особенно.
Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий сайта mazyr.by запрещена. Частичное цитирование разрешено с письменного разрешения редакции газеты.