Кто, как и где научит школьника швейному делу?
«Опыт работы на потоке… на профессиональных машинах приветствуется; усидчивость, аккуратность; желание работать и зарабатывать…» – наиболее распространенные сегодня требования работодателей к швеям. Насколько готовы соответствовать таким запросам заказчиков те, кто обучается в группе швей УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии», рассказывают мастера производственного обучения Алла Арсеньевна ДОЛГАЯ и Валентина Васильевна АРТЕМЕНКО.
Опыт приходит во время пошива
– Насколько охотно школьники приходят учиться на швею?
В. В. Артеменко: «Набор закрываем. В этом году предстоит набрать две группы швей уже после 9 классов (раньше – после 11 классов). В новом наборе на три года девочек обучат двум профессиям: швея и парикмахер, которые позволят им трудоустроиться и заработать. Женщины объективно менее защищены на рынке труда, а навыки швеи и парикмахера позволяют зарабатывать не только на производстве, но и в домашних условиях. Так что вполне достойный стартовый профессиональный капитал».
А. А. Долгая: «Конечно, поначалу всем больше хочется работать парикмахерами, швейное дело объективно требует большего упорства, терпения. Но в итоге все втягиваются, появляется интерес – уже видны хорошие результаты своего труда, что работа получается, и в итоге многие отдают предпочтение швейному делу. Опять же, своя специфика профессий: если у парикмахера что-то не получилось, надо ждать пару месяцев, пока волосы отрастут, а швея всегда может оперативно все переделать к общему удовольствию».
В. В. Артеменко: «Практически у всех начинающих парикмахеров есть похвальная мечта – открыть свое дело, от парикмахерской до салона красоты. На выходе становится понятно, что это не так-то просто, нужен начальный капитал. А в швейном деле заработать первую копейку легче – наши выпускники трудоустраиваются без проблем на швейную фаб-
рику «Надэкс». И при желании и старании там можно неплохо зарабатывать. Если учесть, что учится много девочек из села, а у предприятия есть свое общежитие, поэтому можно задержаться в интересном развивающемся городе, то бонусы у этой профессии более весомые».
А. А. Долгая: «Стоит сказать и об атмосфере фабрики «Надэкс». Для молодых специалистов швейного дела там хороший втягивающий режим – никто не требует сразу выдавать 100 % плана, нагрузка растет постепенно. Если не получается какая-то операция, – подберут другую, пока швея не найдет то, что у нее лучше всего получается на первых порах, а дальше научат и остальному. Поэтому обычное дело, когда, уйдя на вольные хлеба или туда, где вначале обещали много, девушки возвращаются на «Надэкс». Как бы ни было сложно, но фабрика работает стабильно.
Заявки на выпускников поступают из Минска, Гомеля, от всех мозырских предприятий, например, фабрика художественных изделий, где действует цех «Милавицы».
Справочно: на сайте belmeta.com на середину февраля размещено 896 вакансий по стране – швеи требуются во всех регионах. Из них 125 обещают зарплату от 1000 рублей, 18 готовы платить до 1500 рублей и 4 – 2000 рублей.
– Раньше на уроках трудового обучения в школе девочки шили юбки и блузки – можно было самой носить или даже продать. Сейчас – наволочки и прихватки. А чему учат у вас?
А. А. Долгая: «Типовая учебная программа меняется и корректируется в зависимости от того, куда выпускники пойдут на практику и на дальнейшую работу. Если у нас в типовой учебной программе, к примеру, чулочно-носочные изделия, то мы на этих темах не заостряем особого внимания учащихся, работая больше над тем, что нужно заказчику кадров. В последние годы наши специальности: швея, оператор швейного оборудования. Такие кадры у нас запрашивает наше базовое предприятие ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс».
– Учителя трудового обучения говорят, что на современном оборудовании даже равнодушные ученики работают с интересом и желанием. Ваша техника насколько соответствует требованиям времени?
В. В. Артеменко: «На мой взгляд, обучение швейному делу все-таки переместится в профессиональные центры. Шить по школьной программе прежние сорочки из ситца – прекрасно помню, как сама помогала своей дочери – в школьных мастерских уже нет смысла при том разнообразии тканей и фасонов, что мы сейчас видим на рынке. Предпочтение отдается трикотажным эластичным тканям, изготовление изделий из которых требует специального дорогостоящего оборудования. Хотя всю школьную программу мы повторяем, начиная с азов: правильно организовать рабочее место, как держать инструменты, вдевать нитку, завязывать узелок…»
А. А. Долгая: «Директор лицея Сергей Михайлович Тетерин очень заботится о том, чтобы мы технически шли вровень с «Надэксом», поэтому и оборудование приобретается серьезное. Пятиниточная стачивающе-обметочная машина, стачивающие машины «Juki», петельный полуавтомат – на таком же оборудовании работают на «Надэксе». Есть на фабрике окантовка срезов, потайные молнии, техника для надстрачивания карманов и подгибки низа – и у нас есть! Всегда можно показать на практике, насколько легче операции можно выполнить на современном оборудовании. И наши выпускники могут сразу приступать к работе на производстве».
– Швея – профессия чисто женская?
В. В. Артеменко: «И мужская тоже. В этом году парней нет, но обычно несколько ребят в группе есть. И учатся очень даже успешно, целеустремленно. Хорошо устраиваются в профессии: швейное дело – это не только ткани, но и кожгалантерейные изделия, например.
Для освоения любой профессии обязательно желание. И терпение. Опять же, если сравнивать с парикмахерами, у них результат виден через полчаса. Но у швеи уйдет несколько дней, прежде чем она воплотит свой замысел. Мы, взрослые, это понимаем, но детей, которые привыкли жить в быстром темпе, это поначалу раздражает… Понимание, что спешить надо медленно, чтобы не переделывать, приходит в процессе обучения. Поэтому сначала учим работать качественно, следить и контролировать каждую операцию, а потом уже идут приемы быстрой работы».
– Многие учащиеся профессиональных лицеев и колледжей принимают участие в свое-
образной олимпиаде по трудовому обучению – WorldSkills. Есть и такая компетенция – технология моды. Есть шанс у ваших учениц выступить в этом состязании?
В. В. Артеменко: «Мы участвуем в состязаниях между учебными заведениями – это очень ответственно, почетно, волнительно. Ежегодно проходят конкурсы профмастерства на областном уровне по одной из профессий лицея, в которых и мы принимаем участие. Сегодня ни одно лицейское мероприятие не обходится без нашей специальности, от показа моделей до подготовки костюмов для других участников. С каждым годом мы повышаем свой профессиональный уровень и надеемся, что в ближайшее время и наши учащиеся покажут свои знания и умения в WorldSkills.
Так что в наших мастерских начинается путь на подиум».
– «Промышленность легкой зовется, работа же в ней – никогда…»
А. А. Долгая: «Несомненно, смену за машиной отработать тяжело. Даже у нас на занятиях при шести часах вместо восьми на производстве. Надо втягиваться и привыкать, но, по большому счету, любая работа сложная и непростая, если относиться к ней добросовестно. Все-таки швея работает под крышей в чистом, светлом и сухом помещении, профессия эта стабильно востребованная, и она – не конечная точка развития.
Быть швеей – это хороший стартовый капитал. Можно совершенствоваться в профессии, осваивая новые ткани и материалы, фасоны, модели, создавая свои собственные, реализуя свои идеи. Для швей «Надэкса» в порядке вещей учиться и получать образование вплоть до высшего – на фабрике это только приветствуется, обучение идет за счет предприятия. Можно расти по карьерной лестнице от бригадира до начальника смены и выше. Когда швея становится директором, пройдя все ступени, – это даже не красивая сказка, но обычное дело. Швея может проявить себя в разных форматах – от работы на госпредприятии до собственного дела. Потому что выглядеть красиво и модно – вечное желание и стремление человека. Наконец, практические навыки, позволяющие сразу определять качественные изделия от подделок.
Так что недаром профессиональные пословицы говорят: «Профессиональную швею на мякине не проведешь», «Не имей сто рублей, а имей сто заказчиков», «Была бы швея, а заказчица всегда найдется», «Самой шить хорошо, а у профессиональной швеи лучше».
—————————
…В качестве реплики в сторону заметим, что невооруженным глазом видно, что мастера производственного обучения не просто любят свою профессию, а и настоящие фанатики своего дела, имеющие огромный личный практический и теоретический опыт. Алла Арсеньевна Долгая училась на портного и закройщицу, закончила Витебский индустриально-технологический техникум по специальности техник-технолог трикотажно-швейного производства, а позже заочно Мозырский педуниверситет, работала в трикотажном ателье и в итоге пришла преподавать в лицей геологии (до объединения – ГПТУ № 228 химиков).
Валентина Владимировна Артеменко окончила Витебский технологический техникум, а позже заочно Мозырский педуниверситет, приехала по распределению в Мозырь. Работала конструктором в экспериментальной лаборатории на межрайонной фабрике индивидуального пошива и ремонта одежды, потом на швейном предприятии в Гомельской ИК-4. Как и коллега, пришла преподавать в ГПТУ № 228, группа портных верхней одежды.
За годы работы готовили учащихся по специальностям: портной, портной-закройщик, оператор швейного оборудования, швея.
Истинные патриоты профессии, поэтому невозможно не загореться их энергией!
Научить и закрепить
Свою оценку новым кадрам дает Татьяна Адамовна ТУПИК, начальник отдела управления персоналом ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс»:
– Ежегодно до двадцати человек проходят на фабрике производственную практику. Девушки сразу ставятся на технологические процессы, так как они уже владеют оборудованием, знают процесс производства продукции. Есть категория учащихся, кто «не дружит» с оборудованием, например, левше трудно приспособиться к швейной технике – с их согласия они работают на ручных операциях. Это, например, комплектовщиками в раскройный цех. Но, тем не менее, положенную практику они проходят, просто немного по другой профессии. В общем, мы делаем все, чтобы выпускники лицея у нас закрепились.
Практика на фабрике «Надэкс» проходит в два этапа. Поскольку сейчас в лицее учатся дольше, полтора-три года вместо прежних 9 месяцев, и это огромнейший плюс, то уровень новых практикантов заметно выше, чем прежде. Раньше приходили несовершеннолетние, а это еще и нюансы законодательства, и порой нашим работникам приходилось их учить элементарным вещам, например, как заправить более современную машину. Но сегодня лицей готовит и качественно, и целенаправленно – именно те кадры, которые нам нужны на производстве. Это уже люди осознающие, что эта профессия им нужна, готовые работать на производстве. И, если что-то не получается, всегда можно подобрать другие операции. Для мастеров и начальников цехов это особенно ценно. На практике мы их закрепляем за теми рабочими местами, на которые они придут. Оплата на фабрике «Надэкс» сдельная, поэтому девушки могут сразу включиться в работу, выдавая необходимую норму и зарабатывая. Кстати, практика у нас оплачивается, поэтому, кто не ленится, зарабатывает приличную сумму.
Несомненная проблема – мало остаются после положенной годичной отработки. В лицее готовят добротных швей и операторов швейного оборудования, в последние три года приходят очень сильные дети. Многие уже практически на равных говорят с нашими специалистами, потому что владеют технологической грамотой, разбираются в операциях и процессах.
Но многих выпускников пугает сдельная система оплаты труда, поэтому уходят либо в парикмахеры, либо в торговлю – не хотят зарабатывать, предпочитают иметь некий гарантированный оклад. В идеале отработка должна длиться два года – чтобы почувствовали вкус профессии, поняли, что здесь тоже можно получить достойные деньги.
Строчка за строчкой
Своим отношением к работе на практике заслужили уважение учащиеся Наталья Скрипник и Анастасия Савицкая.
Наталья приехала учиться швейному делу из Пинска, Анастасия – из Калинкович, идет второй год обучения. Обе единодушно говорят, что профессию выбрали, потому что нравится швейное дело, правда, смущенно признаются, что до лицея имели только необходимый минимум – пришить пуговицу и по мелочи что-то зашить.
Но сегодня Наталья владеет уже такими операциями, как втачивание рукава, заготовка карманов, обработка подбортов. Не отстает и Анастасия: она умеет обрабатывать борта, знает и умеет выполнять различными способами обработку верхнего среза кармана. И это явно не предел их возможностей. «Начинали в лицее с того, – рассказывают девушки, – что изучали и выполняли обработку отдельных деталей и узлов швейных изделий, шили потом наматрасники, постельное белье… В общем, шли от простого к сложному. Сегодня то, что делаем на фабрике, кажется уже легким, а движения – автоматическими…» В планах у девушек – учиться дальше на более высоком уровне – колледж и вуз. С надеждой спросили: «Жизнь вы связываете со швейным производством?» – Нам ответили: «Возможно» и «Да».
Пожелаем очаровательным девушкам, а также их трудолюбивым подругам успеха!
Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра Солодкова.