Виктор Владимирович Силич работает в средних школах № 7 и № 9. Ведет межшкольный факультатив по астрономии, тренирует участников районного и областного этапа предметной олимпиады по физике и астрономии. Безусловно, ему есть что сказать и есть чем поделиться. И он делится: мастерством – с другими учителями на методических лекциях, знаниями, любовью к науке, добротой – на уроках и факультативах с учениками. В районном отделе образования о нем отзываются как об одном из лучших учителей физики и астрономии не только на Мозырщине, но и во всей Гомельской области.
Разумеется, такого положительного героя в нашей традиционной «учительской» рубрике – «Сердце отдаю детям» – мы не могли упустить из виду…
«Если хоть один ребенок желает учиться, я не подведу»
– Как вы стали учителем?
– По зову сердца. Школу закончил в 1979 году, дальше была работа на производстве – 2 года на «Мозырьдрев». В 1980 году ушел в армию: сначала поступил в отряд подводного плавания в Санкт-Петербурге, затем служил на подводной лодке на Кольском полуострове недалеко от Норвегии. Прослужил в общей сложности 3 года. Вернулся, поступил на
Астрономию, к слову, стал преподавать сразу, как только пришел в школу, – и преподаю ее уже 31 год.
– Каждый ли учитель физики может вести астрономию?
– Я считаю, что каждый учитель физики должен вести астрономию… Хотя это непросто, конечно. Астрономия – комплексная наука, она подразумевает межпредметные связи с физикой, математикой, географией, химией, немного с биологией. Чтобы знать астрономию, надо разбираться во многом.
– Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?
– Хорошо помню – это было в СШ № 1. Я зашел в учительскую, поздоровался с новыми коллегами. Приняли как родного. Завучи того поколения с молодыми педагогами – как с родными детьми общались. Такую теплоту и заботу от них чувствовал… Помогали, советовали, поддерживали. У людей тогда была привычка смотреть в глаза друг другу. Сейчас у многих такой привычки нет: вижу по молодому поколению. Говорят «здрасьте», и глаза опускают.
Первый свой урок провел у десятиклассников. Зашел в класс – совсем взрослые молодые люди: надо было расположить их к себе. Смутился, хоть на тот момент уже у самого были дети маленькие.
Начал работать. Оборудовал кабинет, повесил табличку – «Кабинет физики и астрономии». Все нужное было там – кинопроектор «Украина», темные шторы и опускающийся белый экран, множество слайдов по астрономии… Детям нравилось.
– Вы строгий учитель?
– Бывает, и строгий. Дети легко замечают, когда я злюсь: говорят, цвет глаз меняется. Но я стараюсь на учениках не срываться. Плохое настроение надо оставлять за порогом класса. И я знаю точно, что детей обманывать нельзя. Они поймут это, и уважение будет утрачено.
– Как налаживаете дисциплину?
– У меня серьезных проблем с дисциплиной в классе не бывало. Стараюсь наладить добрые отношения с учениками. Панибратства, конечно, не допускаю, но отношения строю на доверии. Правило у меня такое: как собственных детей воспитываешь, так и с учениками нужно обходиться. Все дети должны чувствовать заботу. Бывает, злился, когда ученики не выполняли домашнее задание, не работали на уроке. Мне 58 лет – с годами пришло понимание, как решить эту проблему без негатива.
– Двойки ставите часто?
– Не часто. Ведь что такое двойка? Это оценка. Оценивать людей очень тяжело. Стараюсь избегать двоек: лучше дать ученику шанс исправиться. В основном у моих учеников средние и высокие оценки. Для олимпиадников не жалко и 10 баллов.
Я считаю, что можно подобрать такой дидактический материал, который будет подходить уровню ребенка, чтобы ему было интересно учиться. Хороший подход к обучению – индивидуальный подход.
– Чтобы стать хорошим учителем, что требуется?
– Прежде всего, надо любить свой предмет. Хороший учитель не приходит в школу, чтобы «отработать и забыть». Я люблю свой труд и своих учеников. Для меня работа – это и отдых, и удовольствие. А если есть хотя бы один ребенок в классе, который желает заниматься, я не подведу. Все-таки большинство детей, которые хорошо успевают в физике и математике, начинают любить и астрономию. Это радует и вдохновляет.
– Учитель знает все?
– Все знать невозможно, жизни мало, чтобы все узнать. Что наша жизнь? В астрономических масштабах – одно мгновение. Это звезды живут миллиарды лет, а человеческий век короток. Но, как говорится, век живи – век учись. Бывает, проходит предметная олимпиада – первый этап, второй, республиканский, международный… Так вот, пройдешь вместе с учениками все этапы и приходишь к выводу, что почти ничего и не знал.
Но мы стремимся к знаниям, стараемся узнать больше – это касается и учителя. Повышаешь свой уровень – значит повышаешь уровень ученика. Уча других, учишься сам. Ученики очень умные, схватывают на лету. Я всегда жду, что каждый хороший ученик превзойдет меня как учителя.
«Звездная» болезнь
– Астрономия изучается всего один год. Не маловато?
– Маловато, конечно… Часто ученики воспринимают ее как вспомогательный, факультативный предмет. Но повторюсь, что без знаний математики, физики и других предметов в астрономии не преуспеешь. Учебник по астрономии – тоненькая книжечка, а предмет, тем не менее, сложный. По субботам с учениками проводим межшкольный факультатив по астрономии, занимаемся дополнительно. Занятия могут начинаться в 8 утра, а расходимся только после обеда.
– Что привлекает детей в астрономии?
– Те ребята, которые начинают интересоваться астрономией, получают «звездную» болезнь – они просто влюбляются в эту науку. И я уверен, что это увлечение сохранится на всю жизнь.
У меня есть телескоп, еще с советских времен – хороший, надежный. Дай возможность детям наблюдать за звездами и планетами – они придут в восторг, все без исключения. Помню, на областном этапе предметной олимпиады мы выносили на стадион университета Скорины, на базе которого проходила олимпиада, телескоп, и все участники вышли смотреть: и физики, и историки, и лингвисты… Был вечер, было холодно, но никто не расходился. Вернулись в общежитие почти к самому закрытию – так сильно дети были увлечены: многие впервые наблюдали за светилами в телескоп.
Как-то раз с моими ребятами хотели на выпускном вечере вынести телескоп на улицу. Жаль, погода тогда подвела, – не вышло.
Астрономия и астрология – не одно и тоже
– Сколько в небе звезд?
– В человеческой видимости находится примерно 6 тысяч звезд – 3 тысячи в северном полушарии и 3 тысячи в южном. Это те звезды, что мы можем видеть без оптических приборов. А, кроме того, невооруженным глазом мы можем увидеть пять планет – Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Самая яркая – это Венера. Дети часто путают ее со звездой. Я объясняю, как отличить планету от звезды: планеты не мерцают, в отличие от звезд, а горят постоянным светом.
– Вы следите за новостями из мира астрономии?
– Естественно!
– Ничего не упадет на нас из Космоса в ближайшее время?
– Много шуток в последнее время по этому поводу… Сейчас ученые тратят много сил и средств на наблюдение за астероидами и кометами, часто их наблюдения становятся почвой для «предсказаний о конце света». Это, конечно, преувеличено. Но все-таки из Космоса приходит много угроз, метеориты падают постоянно. Нас защищает земная атмосфера, а также наш спутник – Луна, своего рода щит Земли. Без Луны жизнь на Земле вряд ли была бы возможна: она влияет на правильный наклон земли, способствует приливам и отливам. Но самое сильное влияние в космических масштабах на Землю оказывает Солнце.
– Вас раздражает, когда путают астрономию и астрологию?
– Нет, не раздражает. Я спокойно отношусь к различным толкованиям. Но, вообще, общепринятая астрологическая система знаков Зодиака немного недостоверна. Солнце проходит за год не через 12, а через 13 созвездий – есть еще созвездие Змееносца.
– Сами верите в прогнозы по знакам Зодиака?
– Человек так устроен, что ему нужно во что-то верить. Бывает, мы ищем объяснение каким-то плохим событиям в том, что звезды «напророчили», или стараемся быть предусмотрительными, если гороскоп советует. Вероятно, определенная польза в этом есть. Я иногда поглядываю в гороскопы…
«Не жалею о выборе педагогики»
– Как стать учителем астрономии?
– Получить физическую специальность. В мою студенческую бытность астрономия нам не преподавалась, сейчас же, насколько я знаю, студенты ее изучают. У нас есть научная степень – доктор физико-математических наук. Докторов астрономических наук нет.
– Какой выбор профильных специальностей имеется у ваших учеников, которые любят астрономию и хотят получить профессию, связанную с нею?
– У ребят в целом хороший выбор. Победа на областном этапе олимпиады по астрономии котируется наравне с физикой. И, вообще, выпускники выбирают те профессии, которые ближе к физике. В Беларуси астрономических специальностей пока немного. Некоторые из них представлены на физическом факультете в БГУ. Одна из моих учениц, лет десять назад взявшая диплом на заключительном этапе, поступила в университет Санкт-Петербурга, получила престижную астрономическую специальность: в России эта отрасль неплохо развивается.
Для меня профессия астронома сравнима с профессией спасателя МЧС. Астрономы ведь тоже предупреждают чрезвычайные ситуации: отслеживают, какие угрозы могут быть из Космоса. Да что говорить, каждому из нас иногда полезно поднять голову и посмотреть на звезды! (Улыбается).
– Если бы не учителем, кем бы стали?
– Думаю, был бы врачом. Моя родственница, врач, говорила, что у меня золотые руки, мог бы стать хирургом. Но я не жалею о выборе профессии. Впервые столкнулся с педагогикой в Кронштадте, во время службы. Как-то раз попал в местную школу. Я видел чудесную картину, как дети заходили в класс. По звонку дети выстроились перед дверями: в одной колонне девочки, в другой – мальчики. Учительница открывает кабинет, сначала заходят девочки, потом мальчики. И такая доброта исходила от учительницы, такое сильное впечатление произвело увиденное, что я решил: пойду в педагогику.
Еще в свою военно-морскую бытность, корабельным старшиной, я командовал 18-летними мальчишками. На подводной лодке люди всегда смотрели в глаза друг другу. Если идти на погружение – то только вместе, одной командой, доверяя друг другу.
Так у меня и появилась привычка смотреть в глаза ученикам, чтобы понять, что ты им нужен…
Записала Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.