Водитель самосвала УМиТ № 156 ОАО «Мозырьпромстрой» Марк Цалкович МОСКАЛЕВ посвятил этой организации 25 лет трудовой деятельности.
– Родился я в Мозыре в 1951 году, – рассказывает Марк Цалкович. – Отец работал учителем в школе в г. Калинковичи, мать умерла, когда мне было 7 лет… Окончил СШ № 2 и еще до армии – училище геологии. Оно тогда располагалось в городском парке: там, где сейчас танцплощадка, была СШ № 8, рядом – наше училище. Директором был известный и уважаемый в городе Константин Иванович Журавлев. После армейской службы работал по профессии на буровой шесть лет, по семейным обстоятельствам перешел на кабельный завод – здесь трудился три года. Следующая страница трудовой биографии занимает 15 лет в должности водителя грузовика: 2-й автомобильный комбинат, который возглавлял замечательный человек и руководитель Григорий Львович Альтшуль. Довелось работать в Брагине на ликвидации последствий чернобыльской аварии. В 90-е годы пригласили на работу в трест № 6 «Мозырьнефтехимстрой».
Времена были непростые, но строительные организации выглядели наиболее солидно и стабильно, имели приличную материальную базу, к тому же на Мозырском НПЗ началась реконструкция, так что работой были обеспечены.
У нас тоже прошла реорганизация, появилось Управление механизации – начинали с того, что обслуживали техникой свою организацию. Потом к строительной стали приобретать и автомобильную технику, потому что заказывать ее у других организаций стало дороговато. Начальником у нас был Василий Никифорович Баранов: возможно, не всем нравились его порой чрезмерная строгость и требовательность, но руководитель был хваткий. Никифорович находил нам работу везде: мы всегда были с зарплатой, трудились и зимой, и летом.
При нем мы, помимо транспортного обслуживания предприятия, и стали строить дома и дороги. И сегодня это уже знаменитое УМиТ № 156, выросшее в итоге в генподрядную строительную организацию. Кстати, здание, в котором находится ваша редакция, строило тоже наше управление. Можно долго перечислять улицы, где мы провели благоустройство, уложив асфальт. Например, любимая у мозырян «Тропа здоровья» от ул. Нагорной до 16-этажки. Работали на НПЗ: многие площадки под колонны и установки – наша работа, а еще ЛПДС «Мозырь» и подземное хранилище газа. Потом перешли на жилье, причем не только в Мозыре: Ельск, Наровля, Лельчицы, Житковичи, различные объекты в Микашевичах, Светлогорске, Речице, Новополоцке, Пинске, Бобруйске, минских Раубичах – такой вот был талант – находить работу – у Василия Никифоровича Баранова. Он еще рассчитывал, что будут строить железную дорогу на Глушковичи, под этот проект брали технику, но в итоге его отложили до лучших времен.
Коллектив был замечательный, причем все: рабочие, инженеры, руководители. И сегодня вспоминаю многих добрым словом. Неслучайно многих наших специалистов переманили к себе такие солидные предприятия, как НПЗ. В 2011 году мне исполнилось 60 лет, твердо решил, что надо уступить дорогу молодым, оставил свою новую машину и перешел в охрану УМиТ № 156: проработал еще 7 лет.
Связующее звено
Когда журналист получает задание от главного редактора рассказать о передовиках строительной отрасли, в первую очередь приходят в голову профессии каменщика, бетонщика, плотника, штукатура, крановщика… Но не водителя. А каково его место в строительном мире?
«Недавно мы отмечали 75-летие Великой Победы, – рассуждает Марк Цалкович. – И это только в компьютерных «стрелялках» врага можно уничтожить в один-два клика «мышки», а в реальном бою на одного противника уходят сотни патронов. Поэтому надо регулярно доставлять на передовую боеприпасы. А еще амуницию, продукты, забирать раненых… Возможно, водители не ходили в штыковые атаки, но благодаря их работе войска находились в постоянном жизнеспособном состоянии.
На стройке рабочий день начинается в 8.00. Подчеркиваю: это не время прихода на работу – каменщик уже взял в руки кирпич, и ему должны подать раствор. Поэтому в 6.00 открывался растворный узел, куда я приезжал с товарищами на загрузку, чтобы в срок доставить на объект. Да и сама стройка: выкопали котлован, нужно оперативно вывезти грунт – за дело берутся водители. И потом изо дня в день подвозить стройматериалы, чтобы строители работали без простоев. Если мне удавалось встать в рабочий день в 6 часов утра, то это означало, что сегодня мне повезло выспаться.
Есть же такой термин – транспортная артерия. В организме артерия несет кровь и кислород органам, чтобы человек жил, а водители везут важные грузы, людей, чтобы работали предприятия, стройки – вся экономика. Без качественного снабжения остановится любой проект.
Когда отмечали День строителя, над нами порой любили подтрунивать, дескать, не ваш это, водители, праздник. Но вот вам пример: допустим, на объекте работают два каменщика, один из них заболел. Его напарник может, кроме своего, трудиться и на его участке – пусть медленнее, но работа будет продвигаться. Но если заболел водитель, то его товарищ не сядет ведь в две машины…»
Так что песня не преувеличивает: «Ты не верь, подруга моя, что шоферы ненадежные друзья…» Для решения поставленных задач и в самом деле сердца и руки верные нужны!
Почет и уважение
Отец нашего собеседника – учитель. Интересно, он никогда не пенял, что его сын не получил высшее образование?
«Знаете, в мое время не было такого стремления у родителей правдами и неправдами пристроить свое дитя в институт, причем любой, – улыбается Марк Цалкович. – И все профессии были по-настоящему почетны и уважаемы. И рабочие специальности пользовались особым вниманием. Так что моего отца точно никто не поддевал, что у него сын – водитель. А сегодня порой такое впечатление, что иная молодежь считает, что после вуза он будет сразу с папкой под мышкой и с машиной с личным шофером. Но в мое время люди оканчивали техникум, институт и приходили на стройку простыми бригадирами, вырастая постепенно в мастеров, прорабов, начальников участка – и это было нормально. Только так и становятся толковыми руководителями в итоге».
Движение – жизнь!
Два года назад наш герой вышел на пенсию. Интересно, пришел к нему долгожданный заслуженный отдых?
«Семья дочери живет в Наровчизне, – делится с нами Марк Цалкович. – Средний внук учится в Козенках – надо забрать из школы, посидеть с ним, пока родители на работе. Словом, есть занятие на всю зиму.
Самое главное: семья дочери стала строить дом. У них трое детей, дочка разморозила материнский капитал, зятю, как отцу многодетной семьи, дали возможность оформить субсидию, участок выделили бесплатно. А я у них прорабом: силы работать уже не те, но покомандовать еще могу, первый этаж уже почти готов.
В общем, молодым семьям, кто выполняет президентский наказ по улучшению демографической ситуации, государство дает ощутимые льготы. И вообще: да когда такое было, чтобы в Мозыре столько строили?! Никогда не было. У меня с женой на ул. Полесской 2-комнатная квартира общей площадью почти 50 «квадратов», у детей «двушка» – уже 66 квадратных метров. Как бы ни было тяжело, но помощь от государства большая.
Огорчает здоровье жены, стараюсь ее беречь. Каждый день находится работа, все время занят: сегодня, например, утро начинается с дачи – полив, уход за грядками. Признаюсь, думал: выйду на пенсию, буду лежать на диване и телевизор смотреть. Какое там… Раньше я был занят на работе и вечером мог сказать: «Наработался за день, устал…» А сегодня уже так не скажешь, ты же на работу не ходишь. Так что про отдых на пенсии – неправда. Некогда. Все время занят: нормальный пенсионер сегодня должен иметь дачу, помогать воспитывать внуков и поддерживать детей по мере возможностей. Одним словом, старость меня дома не застанет!»
Мы желаем Марку Цалковичу Москалеву активного долголетия и добра!
Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея Боровика.