Жыцце Палесся

Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба!

Ветераны ОАО «Мозырьпромстрой» не стареют душой и по-прежнему в строю.

Виктор Корбут

«Наша с тобой биография…»

Наш импровизированный круглый стол собрал разных людей и по занимаемым должностям, и по характерам, и по жизненному пути. Заместитель начальника ПТО Виктор Аркадьевич Корбут в 1979 году вернулся из армии, пришел в бригаду Валерия Ткачука, еще одна легенда этого предприятия, простым бетонщиком. Будущий начальник СУ № 225 начинал с рабочей специальности, избрали комсоргом бригады, впоследствии стал членом бюро горкома комсомола. По рассказам коллег, на пленумах Виктор (по комсомольской традиции принято называть только по имени) всегда был самый главный критик, причем конструктивный и по делу, а также самый главный инициатор всех полезных дел и починов.
Принцип работы «Вместе и впереди»: не только сам участвовал во всех делах от самодеятельности до спорта, но и организовывал всю бригаду, все СУ № 167 на полезные дела.

У Ирины Мазейко идеальная советская комсомольская биография. Окончила среднюю школу, высокий балл аттестата и… по комсомольской путевке поехала на Всесоюзную комсомольскую стройку – Пермская ГРЭС. «Мечтала поехать на БАМ, всех одноклассников агитировала, – вспоминает Ирина. – Но к моменту окончания школы его уже построили, но азарт, жажда романтики и открытий оставались. Родителей поставила перед фактом, что еду на комсомольскую стройку в Добрянку. Мама по карте нашла поселок с таким названием в Украине, пришлось поправить, что это на Урале. В 1985 году наш отряд, собравшись в Москве, прилетел на место. Белорусы, латыши, украинцы, литовцы… Профессии училась на месте, поначалу в растворе была с головы до ног, причем со всех сторон. Ничего не получалось, ревела, слезы на морозе замерзали, хотя была уже весна. Но все бросить и
уехать мысли в голову не приходили: стыдно, как родным и друзьям в глаза смотреть – сорвалась, уехала… Да и зарплата была в несколько раз выше, чем у мамы. Так что эти два года были очень полезные.

Итак, денег много, а кругом тайга – тратить негде. Значит, надо ехать в Москву. Но в Перми билетов в столицу не оказалось, зато были в Ленинград. Ну что ж, там тоже много всего интересного! Раньше ведь было проще: приезжаешь на вокзал, и сотни объявлений «Требуются…». Устроилась на работу, жили в одной комнате в общежитии с украинкой и молдаванкой – приняли очень тепло. И по соседству жили дети разных советских народов: это сегодня мы живем в доме номер… на улице имени…, а раньше адрес действительно был – Советский Союз. Но ленинградкой стать точно не хотелось, поэтому вернулась в Мозырь, уже насовсем. Здесь и мужа на стройке нашла, и повезло попасть в бригаду Анастасии Чичикайло». Когда бригадир штукатуров-отделочников Ирина Мазейко слышит похвалу своим организаторским и руководящим способностям, она постоянно подчеркивает, что все традиции ее бригады были созданы Анастасией Александровной Чичикайло, возглавлявшей долгие годы комсомольско-молодежную бригаду с почетным званием «Бригада коммунистического труда». Нет уже советского комсомола, но комсомольские традиции, комсомольские задор, азарт живут по-прежнему в этой бригаде. Ирина и ее коллеги стараются все лучшее сохранить и приумножить.

Ирина Мазейко и Вячеслав Седышев

Про таких людей, как бригадир плотников-бетонщиков Вячеслав Викторович Седышев, порой принято говорить: «Стал великим при жизни». Более 50-ти лет в строительстве на рабочей должности, три сына – Александр, Сергей, Вячеслав – тоже выбрали профессию отца. Вячеслав Седышев на стройку пришел в 1968 году. Причина обычная для многих людей: «Надо было помогать маме…» Из армии вернулся кандидатом в члены КПСС, секретарем комсомольской организации был в школе и армии.

Помнится, как во время одного из конкурсов каменщиков «Лучший по профессии», специалисты ОАО «Мозырьпромстрой» вспоминали: «От нас раньше выступали старший Седышев в паре с Иваном Альховиком, а потом его сыновья. Соперникам только и оставалось, что тоскливо им в спину смотреть без всякой надежды догнать…» Немногословный Вячеслав Седышев и сегодня в строю: не «дорабатывает до…», а полноценно трудится.

Наша беседа меньше всего походила на воспоминания о том, «как хорошо было раньше, не то, что теперь…» Впрочем, слово участникам встречи.

О молодежной политике и умении работать с людьми

«Сегодня все сведено к материальным стимулам, – размышляет Виктор Корбут. – Поэтому часто уходят после первых расчетных листков. Уверен, если к молодежи относиться с любовью и заботой, она будет задерживаться, дело ведь не всегда в одной зарплате, но и в моральной обстановке. Мы свою молодежь старались подхватить и включить не только в работу, но и в общую жизнь. Ругать молодежь, что она «не та», не стоит. Когда проводили мероприятие в честь Дня Победы, в нем участвовала молодежь – было видно, что парням и девушкам это интересно. И когда звучали военные песни, то в глазах у них стояли слезы – ведь это и про их родных тоже. Такого не бывает, когда мероприятие для галочки, а сам пришел по разнарядке. Все принимают участие в наших мероприятиях, потому что это интересно – значит, это надо делать. Забудется, как ты кладку вел, но это помнится.

Надо признать, что сегодня нет цельной молодежной политики, чтобы вовлекать молодежь в работу. Чтобы поучаствовать, пристроить детей в кружки – надо заплатить взнос, деньги. В СССР это все было бесплатно и доступно.

На мой взгляд, должна действовать государственная молодежная политика, потому что молодежь – наше будущее. В комсомольскую пору были другие люди, другое отношение. Равнодушных были единицы, сегодня наоборот. Раньше уволить даже злостного алкаша было сложно, потому что спрашивали: «Что вы сделали, какие меры принимали?!» А сейчас: «Не нравится – не держим…» За все время уволил только двоих человек, когда перепробовал все, что можно, по их исправлению. Люди видели, что ты возишься с прогульщиком и пьяницей, и понимали, что и тебя тоже не оставят в беде».

«Сегодня люди не хуже, просто другое время, – высказывает свое мнение Вячеслав Седышев. – Возник спорный вопрос: достал телефон, нашел нужную информацию. Нам же все надо было держать в голове, поэтому много читали, ходили в библиотеки. Вроде бы тяжелей, но и думать учились, причем не только о работе.

С людьми надо общаться, разговаривать, причем с любого возраста, для этого не надо ничего, кроме личного примера. С сыновьями летом ходили на рыбалку, зимой на лыжах, не с кем было оставить – брал с собой на работу. А сегодня как мама дяди Федора: «Я и без того на работе устаю, у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть». Поэтому вот тебе айфон, компьютер – и не приставай…

Дети растут, взрослеют, ищут ответы на множество вопросов, перед ними огромный мир. И если мы не будем с ними разговаривать, они найдут непременно других собеседников, и не факт, что они получат правильные ответы на свои вопросы. Комсомол ориентировал на здоровую жизненную позицию, а не «Бери от жизни все».

Не сочтите за ворчание, но сегодня даже из колледжей на стройку приходят с огромными пробелами и в профессиональных знаниях, и в теории. Я в свое время тоже пришел с нулевыми знаниями на первый объект. Но у меня был бригадир Иван Адамович Тарасовец – заслуженный строитель Республики Беларусь. Я равнялся на него, мне было стыдно работать хуже товарищей и выяснять «а сколько мне заплатят!?», если я ничего не умел. И нами занимались, нас учили…»

«В Союзе все делалось для того, чтобы люди из разных краев именно общались друг с другом, – уверена Ирина Мазейко. – Система работы с молодежью от детского сада была выстроена. Помогали не только проявить свои природные таланты, но и как стать лидером-организатором, подчеркну, для добрых и полезных дел, начиная с октябрят и до комсомола. Круглый год шли соревнования, от сбора лекарственных трав до металлолома.

И сегодня я не заставляю, я – увлекаю. Пару лет назад был флешмоб в честь Дня Победы. Спели «Катюшу» на мероприятии, потом перешли в парк, в итоге желающих спеть с нами было все больше и больше. А репетировали на работе. Костяк у нас был из старых комсомольцев, за ними потянулась и молодежь – у них ведь не было такого в школе. Для многих удивление, что на перерыве может быть интересно не в айфоне сидеть, а играть «в города», петь песни, обсуждать прочитанные книги – просто общаться. Надо втягивать людей в общение, начать с простого: родной город, в честь кого названы улицы – практически для всех это открытие, но ведь с этого тоже начинается Родина…»

…Обычная ситуация, когда в библиотеку профкома ОАО «Мозырьпромстрой» приходят рабочие за книгой, которую посоветовала Ирина. И это не женские романы или детективы.
Личное…

Людям свойственно проводить переоценку ценностей, поэтому не можем не задать вопрос, сожалеют ли наши собеседники о годах, будучи комсомольцами и на ответственной работе?..

«Ни в коем случае! – уверен Виктор Корбут. – Это была часть жизни, мы были молоды, энергии много, и все было интересно – и люди, и мир, и работа. Во всех делах была изюминка, чувство команды, что мы вместе, все играют на победу. И товарищи были рядом и в горе, неважно, будь то выходной или праздничный день. Для руководителя комсомольский опыт – бесценен. Это умение организовать людей, уметь с ними работать. Не просто расставить по рабочим местам, но и воодушевить, подбодрить, настроить на важное дело».
«Если бы пришлось все начинать сначала, все равно хотел бы прожить ту же самую жизнь, – не сомневается Вячеслав Седышев. – Сожалеть о комсомольской поре… Это как жалеть, что столько всего полезного в строительной жизни сделал».

«Нет, спокойная жизнь не для меня, – так считает Ирина Мазейко. – В этом году, когда все отменили из-за коронавируса, невольно чувствую себя немного неуютно – сколько интересного мы могли бы узнать на наших слетах и в поездках. Молодежи порой трудно поверить, что у нас была такая веселая насыщенная событиями жизнь. Нам так хотелось быть вместе и общаться вживую. Соревноваться, спорить, вместе выступать на сцене и на стадионе. Вместе радовались победам и легче справлялись с проблемами. Комсомольцы советских времен – это люди, на которых можно рассчитывать, потому что они всегда придут на помощь, мобилизуют народ, с инициативой, творчеством и с людьми умеют работать».

Я счастлив, что в моей
нелегкой доле
Венком красивым те года
вплелись,
Когда с душой работал
в комсомоле,
И та работа называлась ЖИЗНЬ!

Дмитрий КУЛИК
(фото автора).

Exit mobile version