Жыцце Палесся

Мозырь – город трёх вокзалов

И самый первый из них – в микрорайоне Железнодорожный.

Историческая лирика

Здание до сих пор сохраняет внешний исторический облик, в чем легко убедиться, если посмотреть на сохранившиеся фото 1914 года. Разве что каштаны тогда были всего лишь в рост человека. Неподалеку сохранились и жилые дома, где проживали первые работники станции. Старожилы рассказывают, что в 50-е годы прошлого века вокзал был самым популярным местом этой части Мозыря: работали ресторан и магазин. Ресторан был в том месте, где сейчас расположен пост электрической централизации. Там, где сегодня склады, была парковая зона, возможно, и духовой оркестриграл – в общем, как в кино про дореволюционную и послевоенную жизнь.


Прогулки по местному аналогу «Потемкинской лестницы» и перрону, кстати, станция Мозырь – единственная в Гомельском отделении, где есть высокая пассажирская платформа, невольно воскрешают в памяти множество поэтических строк. «Три ярких глаза набегающих – нежней румянец, круче локон: быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон…» «И скользят сцепления рельсовых полос — прямо под движение тысячи колес…» Постепенно уже и самим хочется отправиться на неведомую Тихорецкую, оставив перрон с платочками белыми и глазами печальными или просто сойти на дальней станции, где трава по пояс.

А еще есть трудовой коллектив, который обеспечивает не только для всех очевидные порядок и чистоту на прилегающей территории, но и не всем заметную безопасность движения железнодорожных составов и пассажиров.

Сводки рабочего дня

«По характеру работы станция Мозырь является промежуточной, а по объемам грузоперевозок относится к 4-му классу, – рассказывает Ольга Викторовна САХНЕНКО, начальник станции. – Исторически станция развивалась и как пассажирская, и как грузовая, удовлетворяя потребности в перевозках большого количества предприятий.

Начальник станции Мозырь Ольга Викторовна Сахненко.

В настоящее время пассажиропоток сокращается: причина не только в коронавирусе и закрытии украинского направления, но и в развитии автомобильного транспорта – люди больше путешествуют автотранспортом. Остановки межрегиональных поездов по станции не предусмотрены, обслуживаются по станции Козенки. У нас остались только поезда региональных линий эконом-класса до станций Словечно и Калинковичи с дальнейшим следованием по разным направлениям.

С 31 июня прекратила работу билетная касса по станции Мозырь. Для обслуживания пассажиров в кратчайшие сроки будет установлен билетный терминал для приобретения проездных документов на поезда региональных линий. Способ оплаты – банковская карточка. Если у пассажиров будут возникать проблемы с использованием терминала, то работники станции окажут консультативную помощь. Также билет можно приобрести непосредственно в поезде у разъездных кассиров без взимания комиссии. Зал ожидания станции Мозырь с достоверной информацией будет функционировать по-прежнему. Приобрести билеты на пассажирские поезда можно дистанционно через интернет или на станции Козенки.

Мы обслуживаем ОАО «Мозырский ДОК», УП «Мозырский завод ЖБИ № 4» ОАО «Полесьестрой», ИП Рухло Виктор Александрович. Развитие станции напрямую зависит от экономической ситуации у наших партнеров. Поскольку коронавирус привел к закрытию границ и ограничению контактов, то объемы грузоперевозок сокращаются и у нас в том числе.

В скором времени ожидается запуск пеллетного завода: уложены новый железнодорожный путь необщего пользования порядка 400 метров, стрелочный перевод. Надеемся на плодотворное сотрудничество в сфере перевозок. У нас появится новый грузоотправитель.

Реализация планов по внедрению микропроцессорной централизации – в рамках электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров позволит полностью автоматизировать рабочее место дежурного по станции.

К сожалению, путевое развитие станции такое, что особых площадей для стройки новых путей, в общем-то, нет: мы находимся в пределах водоотводной зоны – нам территориально некуда двигаться.

Сегодня первый вопрос всех планерок – здоровье работников, и затем повседневные рабочие моменты – подход вагонов, что надо погрузить, что убрать с путей необщего пользования и т.д. Рабочие места модернизируются, устанавливаются новые обслуживающие программы, широко применяется электронная перевозка, которая убирает личный контакт.

Трудовой коллектив морально здоров. Сегодня состоит из 12 человек: один парень и девушки. Пришел после службы в армии молодой специалист Дмитрий Долгий, работает дежурным по станции, на эту же должность перевелась со станции Барбаров Галина Василенко, неделю назад приступив уже к самостоятельной работе. Молодые коллеги полны желания трудиться и развиваться, собираются поступать в БелГУТ, чтобы иметь перспективы профессионального и карьерного роста».

Путешествие будет безопасным

В том числе и потому, что на несколько ходов вперед видит ситуацию дежурный по станции.

Согласно нормативным документам, «дежурный по станции — единственное лицо на станции, имеющее право принимать решения в области движения поездов». Права и обязанности этого, говоря официально, высокопоставленного и полномочного должностного лица, огромны. Поэтому особенно интересно познакомиться с теми, кто облечен такими полномочиями.

Дежурный по станции Галина ВАСИЛЕНКО только в июне приступила к работе в новой должности, но на железной дороге не новичок, пришла в эту сферу в 2015 году.

«До этого работала приемосдатчиком на станции Барбаров, – рассказывает Галина Юрьевна. – Образование позволяет занять эту должность, окончила Гомельский колледж-филиал УО «БелГУТ». В августе буду сдавать экзамены для поступления уже в БелГУТ. Планы большие: хочется учиться, получить высшее образование и продвигаться дальше по карьерной лестнице. Сегодня, как дежурному по станции, работать приходится и за пультом, и с людьми: без нашей команды никто не начнет что-либо делать – все действия возможны только с нашего разрешения. Так же как и начальник станции не вмешивается в руководство движением. Радует, что у нас работают грамотные специалисты, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Как и у многих коллег, с железной дорогой связаны и родители: мама работает на ППС «Барбаров», папа тоже был железнодорожником. Так что с детства знала, что работа в этой сфере непростая, но она, несомненно, настоящее призвание для активных и энергичных людей – я по своему характеру точно не смогла бы сидеть где-то в офисе. С удовольствием училась в колледже, с удовольствием теперь работаю и вне железной дороги себя не представляю».

Дежурный по станции Ирина БОЖКОВА окончила еще БИИЖТ, ныне известный как БелГУТ. На станции Мозырь работает с 1990 года, научила своей профессии многих молодых специалистов (в их числе и начальник станции О. В. Сахненко) и активную работу не заканчивает – сегодня передает свой опыт молодой коллеге Галине Василенко.

Не можем не спросить опытного специалиста, можно ли воспитать дежурного по станции из любого железнодорожника. «Нет, – категорична и честна Ирина Андреевна. – Нужно быть хватким, скажем так, потому что мягкотелый человек не выдержит – заклюют, будет сидеть и плакать. Есть еще категория расхлябанных по жизни людей – такие здесь тоже не сработаются, даже если и сдадут экзамены. Обязательна пунктуальность: если для многих «штатских» это нечто необязательное, то для железнодорожников, особенно «движенцев», это не просто пустой звук. И если сказано «две минуты», то это именно две минуты. Не полторы минуты, не одна минута… Ни тем более три минуты… И если уже видишь, что не вписываешься, то уже как «Отче наш»: предупредить, доложить, чтобы коллеги не беспокоились и не волновались. «Что-то пошло не так…» – знакомая всем ситуация на любой работе, вот только на железной дороге она связана с безопасностью движения и жизнью людей. Каждое отклонение надо согласовывать, чтобы где-то и поезда придержали и многие другие рабочие моменты. Эта черта вырабатывается у всех профессионалов и становится образом жизни.

Нужно уметь быстро принимать решения, потому что все ЧП происходят не без участия людей, поэтому на рабочем месте надо крутить головой на 360 градусов, все слушать всегда, везде и всех обязательно одновременно. У нас в помещении множество радиостанций, коммутатор, пульт управления, громкоговорящая связь, поездная связь – диалог идет со всеми параллельно. Не говоря уже о том, что каждый считает свою задачу самой важной, поэтому соображать надо очень быстро, держать все и всех под контролем, ничего не забывая. И даже в минуты затишья продолжаешь реагировать на звуки нашей многочисленной аппаратуры – значит, что-то где-то сработало, возможна неисправность, поэтому надо срочно вызвать специалистов и уведомить.

Быть движенцем – самая ответственная работа».

«Работа на железной дороге – это мое, – уверена Ирина Андреевна. – Меня она привлекает своим движением. Я всю жизнь была энергичной и подвижной. В свое время была председателем пионерской дружины, секретарем комсомольской организации, перед глазами был и пример мамы, которая была хорошим руководителем. По моему убеждению, без командирских навыков в нашей должности работать невозможно. Тем более, что работаем в основном с мужчинами, хотя коллектив женский. И мне здесь комфортно, я чувствую, что я на своем месте».

«Поезда идут на север средь седых слегка лесов. Поезда идут на запад. Поезда идут на юг. Поезда вращают землю, точно белка колесо…»

Коллектив газеты «Жыццё Палесся» поздравляет всех железнодорожников Мозырщины с праздником! Мы желаем вам добра!

Дмитрий КУЛИК (фото автора).

Exit mobile version