Снабженец: добытчик и поставщик

613

Иногда говорят, что эта должность на предприятии – третья после директора и главного бухгалтера.

У этого специалиста всего одна, но крайне важная задача: купить необходимое для производства и при этом не переплатить. При этом всё закупленное должно прийти точно в срок и в надлежащем качестве. Должность требует наличия не только профессиональных знаний, но и солидной базы данных личных контактов, которая нарабатывается годами.

Тем интереснее ситуация, когда службу снабжения возглавляет новый специалист – как он собирается решать вопросы, которые лежат не только в деловой, но и в плоскости личных взаимоотношений?

Об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказывает Николай Николаевич ДУДКОВСКИЙ, начальник отдела материально-технического снабжения ОАО «Мозырьсоль».

– Родом я из Ельского района деревни Ремезы, где окончил среднюю школу. Высшее образование: инженерно-педагогический факультет Мозырского педуниверситета и БГУ – государственный институт управления и социальных технологий (заочно). Первое рабочее место по распределению – ОАО «Промжилстрой», экономист службы снабжения. Через полтора года предложили работу в ОАО «Мозырьсоль», так что теперь солевик с 10-летним стажем.

Производственное

– Что зависит от вашей службы?

– Цель нашего отдела: обеспечить предприятие всеми необходимыми материальными ресурсами для производства и ремонтно-эксплуатационных нужд, – словом, от шариковой ручки до автоматической линии.

– Для совершения точных приобретений нужен талант или можно научиться?

– На все нужно время: с каждым днем ты все сильнее погружаешься в жизнь предприятия, в специфику производства и уже начинаешь чувствовать ритм завода и понимать, что нужно и что в ближайшее время может понадобиться твоему предприятию. Каждый цех подает заявки на приобретение материалов, и ты стараешься максимально оперативно их выполнить без ущерба для производства. Над каждой заявкой необходимо подумать и поработать.

– На ваш взгляд, что вы приобрели самое значимое для сользавода, когда пришлось многократно оценивать все «за» и «против»?

– Если говорить о самом значимом, то у нас была проведена модернизация производства по увеличению мощностей предприятия, и было закуплено очень много различного оборудования. В этом процессе я тоже принимал участие. Это был очень важный этап для предприятия и его развития, считаю, что он прошел успешно.

– Как проходит процесс закупок? Ведь не всегда самое дешевое предложение является лучшим вариантом…

– Закупка всех товарно-материальных ценностей проводится согласно действующему законодательству и нашему внутреннему порядку закупок, все процедуры строго регламентированы, и мы их соблюдаем. Чтобы не ошибиться в выборе, заявитель должен предельно конкретно составить список требований к необходимым товарам: характеристики, параметры, которым должен соответствовать тот или иной товар – и уже ссылаясь на эти данные мы подбираем из предложений претендентов то, что соответствует заявленным требованиям. Если же предлагаются какие-либо аналоги, то мы с нашими специалистами изучаем их характеристики и согласовываем вопрос о возможности их приобретения и использования в наших условиях производства. Сегодня в мире существует масса товаров, которые друг друга могут заменять. Так что идет изучение не только цен, но и характеристик товаров.

Личное

– Вы уже год являетесь руководителем отдела. Нескромный, но логичный вопрос: почему выбор пал на вас?

–  Меня вызвал к себе генеральный директор. В процессе разговора предложил мою кандидатуру на должность начальника ОМТС. Это не был минутный разговор: я озвучил свои мысли, понимание, какие проблемы есть в отделе, как их решить и какой путь развития будет в перспективе. И наш руководитель Артур Гададович Галимов с моими идеями согласился – какие моменты дорабатывать, что изменить или поменять. Так что, я думаю,  мое назначение не было техническим, когда надо просто продолжать то, что есть.

– Что объективно надо знать и уметь, чтобы руководить отделом материально-технического снабжения?

– Прежде всего необходимо знать законодательную базу, регламентирующую закупки, заключение договоров. Очень важно знать и понимать специфику производства, его потребности, чтобы просчитать и обеспечить его потребности в полном объеме не допустив срывов, умение расставить приоритеты. Также необходимы навыки общения в коллективе.

– Когда вы пришли в ОАО «Мозырьсоль», у вас были амбициозные планы выбиться в руководство?

– Когда я пришел в ОАО «Мозырьсоль» мне было 23 года, и, если честно, не ожидал и не думал, что все так будет развиваться. Желания в соответствии с «Плох тот солдат…», конечно, были, но не ожидал и не рассчитывал, что все пойдет такими темпами. Возможно, на мое назначение повлияло то, что у меня за время работы сложилась своя концепция дальнейшего развития отдела. Это, вообще-то, нормальное явление, когда даже на успешном предприятии у работника есть свои идеи.

Так что одного желания руководить мало, надо обязательно иметь свое видение деятельности предприятия на перспективу.

– Поскольку оборудование на сользаводе импортное, надо вести соответствующие деловые диалоги. Вы владеете иностранным языком?

– Специфика моей работы в том, что примерно 80 % контрактов идут с иностранными поставщиками – Германия, Италия, Австрия, Польша, Нидерланды. Но при этом в большинстве компаний присутствуют выходцы из бывшего СССР – они все русскоговорящие. Но где их нет, помогают современные технологии типа гугл-переводчик-онлайн. Выручает школьный и университетский курс немецкого языка и знание простых технических терминов. Конечно, это не идеал, но и проблемой не является: в любой ситуации я находил решения, которые позволяли вести диалог с партнерами, и это никак не отражалось на сроках и качестве выполнения моих обязанностей. Конечно, в будущем хотелось бы выделить время для изучения немецкого языка.

Профессиональное

– «Если ты будешь упорно работать по восемь часов в день, то со временем станешь начальником и получишь право работать по двенадцать часов в день…»

– Времени не хватает на все, и рабочий день проходит как 5 минут. Очень много текущих вопросов, ежедневные планы приходится постоянно корректировать. Если что-то поломалось в ночную смену, то вопрос надо решить оперативно: выдать со склада или закупить, привезти, быстро передать… Завод работает круглосуточно, необходимо обеспечить его работоспособность, не допустить остановки.

Очень большой объем информации и работы за день приходит каждому исполнителю в отделе. Я знаю, что коллеги все выполнят, но для своего успокоения я все равно должен проконтролировать и убедиться, что все исполнено правильно и в срок.

– Что надо знать и уметь, чтобы работать у вас в отделе?

– Обязательно высокая стрессоустойчивость, быть готовым к интенсивной работе. Быть коммуникабельным, быстрым в своих движениях, мышлении, рассуждениях. Непременно поставленная речь, потому что деловые переговоры – важная часть работы. Вообще, весь наш рабочий день построен на общении с людьми, от кладовщиков до иностранных деловых партнеров – диалог идет постоянно. Необходимы навыки юриспруденции, оформления и заключения контрактов, знание законодательной базы, регламентирующей закупки.

Помогает чувство юмора.

Все приходит с опытом: чем больше общаешься с людьми, например, тем лучше понимаешь со временем, что нужно сказать человеку, как ему преподнести информацию, расставить акценты, задействовав и психологию, чтобы добиться от него того, что тебе надо.

Вроде дежурная фраза в деловой переписке в конце письма с поправкой на эпидемиологическую обстановку «Хорошего вам дня и крепкого здоровья», но собеседник в итоге быстрее реагирует на твой запрос и стремится помочь.

Инициатива и желание только приветствуются: если сотрудник видит себя в этой профессии дальше, он будет все необходимые качества развивать в себе.

– Как вы охарактеризуете ваш стиль руководства?

– Смешанный. Есть и авторитарные моменты: стараюсь ими не злоупотреблять, но и без них не получается. У себя в отделе я по возрасту самый младший. Работают коллеги – ровесники моих родителей, люди старой школы. Есть своя специфика в общении с ними, они тяжелее воспринимают необходимые новшества, поэтому им надо уделить больше времени. Но мне приятно, что я с ними нахожу общий язык и мы слышим друг друга.

Со всеми есть свои тонкости, наши собеседники – мужчины, женщины, пожилые, молодые… Но условия нашей работы таковы, что и наш отдел, и я лично как руководитель обязаны находить общий язык с каждым человеком, мы не имеем права обижаться, дуться, сердиться… Поэтому мы со всеми поддерживаем хорошие отношения и налаживаем общение так, чтобы не было конфликтов, велся нормальный продуктивный диалог, который помогал бы каждому в работе.

Дмитрий КУЛИК.

Фото автора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: