Женское лицо Ай-Ти

290

Пожалуй, нет такой первоначально мужской сферы, которая в итоге не покорилась бы женщине.

Ирина ГАЛАЕВСКАЯ, инженер-программист отдела АСУП ОАО «Мозырьсоль», не только рассказывает о своей работе, но и по нашей просьбе оценивает легенды и мифы, связанные с освоением женщиной цифрового пространства.


«В нашем отделе сегодня работают три женщины, – рассказывает Ирина Витальевна. – Так что мой пример не нечто исключительное и необычное. Высшее образование получила на физмате в Мозырском педуниверситете. Отработала два положенных года в школе, преподавая математику и информатику, а затем перешла на мозырский молокозавод оператором ЭВМ. Но и тогда с профессией по диплому не рассталась: по просьбам знакомых, родных, друзей помогала их детям с математикой – мне эта наука всегда нравилась, убеждена, что это точно мое. Примерно лет через десять решила, что мне надо стать программистом, как моя подруга – она зарабатывала удаленно, и мне всегда была интересна ее работа. В нашем педагогическом университете есть факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Еще когда там училась, пришла на собеседование в ОАО «Мозырьсоль», и через месяц после окончания учебы меня пригласили на работу. В итоге на сользаводе работаю уже четвертый год.  Главная моя обязанность – это сопровождение кадров, зарплаты, ОТиЗа в программе 1С. В этой же программе сейчас осваиваю такой раздел, как компетентность, это когда сотрудники проверяются на знание должностных обязанностей, инструкций и т.д. Поскольку недавно уволился коллега, пришлось заняться ТМЦ (товарно-материальные ценности). Так что сфера деятельности все шире.

– Программирование – исключительно мужской мир?

– Мне кажется, здесь разделение идет больше по интересу. Если у тебя мозг работает в нужном направлении, то половая принадлежность значения не имеет. Никогда не сталкивалась ни с высокомерным, ни с пренебрежительно снисходительным отношением к себе, как это бывает нередко к женщине за рулем. Просто у нас, наверное, оценивают по способности выполнять работу. Могу сказать, что точно не хочу быть начальником, но мечтаю и стараюсь стать ценным специалистом. Поэтому учиться, учиться и учиться – делать то, что не каждый может. Чтобы не ты искал работу, а за тебя боролись. Тем более, что у нас производство все сложнее, и специалисты нужны явно не уровня студенческой подработки. И я готова делиться знаниями.

…В качестве реплики в сторону отметим, что среди прочих положительных качеств Ирины Витальевны Галаевской руководство отмечает неболтливость – не старается произвести впечатление, показывать свою осведомленность, владея информацией исключительно для служебного пользования.

– «На работе мешки не таскаете, сидите водите мышкой по экрану… В общем, работа – не бей лежачего!»

– Приходится слышать и такое. Но работа непростая. Причем заниматься дежурной текучкой тяжелее, чем когда надо разработать какой-то отчет – здесь трудишься без оглядки на часы и жалеешь, что уже пора домой идти. А потом накатывает приятная усталость: сделал что-то полезное, что реализует тебя как специалиста – словом, растешь в своих глазах.
А когда звонок за звонком, надо помочь кому-то настроить отчет, объяснить, почему вылезли какие-то цифры и т.п. – то есть никакого программирования, а как наладчик-ремонтник в цифровом пространстве. Для этого надо знать, что откуда и куда попадает или пропадает – просто пользователи не видят весь цикл, в отличие от меня, поэтому мне легче найти.

Пытаюсь их научить самостоятельно устранять проблемы, потому что многие повторяются регулярно, но пока действует правило «Если вы помогли другу в беде, он наверняка вспомнит о вас, когда снова окажется в беде». Так что общение с людьми забирает порой времени больше, чем собственно работа за монитором. Иногда бывает 25 вызовов за смену, каждый считает свою проблему самой важной и срочной, а мысли в голове ведь не переключишь щелчком тумблера от одного пользователя к другому…. Пытаюсь быть выдержанной, терпеливой, вежливой: «Значит, я нужен, и нечего злиться, необходим – этим можно гордиться». Поэтому и меня терпеливо ждут, когда выйду из отпуска, и вновь начну оказывать содействие. Несомненное преимущество, что я завишу только от себя.

– Женская интуиция, логика в работе помогают?

– Мне кажется, у меня нет ни того, ни другого, потому что есть математическая логика – если и не единственно верная, то, во всяком случае, научная. Мне без разницы, кто предложил решение, мужчина или женщина, – главное, чтобы оно было красивым и мне нравилось. Конечно, бывают приятные озарения, но назвать это женской логикой не рискну.

Работа мне нравится, разве что хотелось бы больше писать программы, а не только сопровождать их. Создавать что-то новое всегда интереснее. Прежнее образование не стало лишним, да и невозможно такое сказать про математику. Просто программирование – это другой способ построения логических умозаключений. Умеешь это делать в математике – справишься и с программированием, потому что логика развита правильна.

– Приходится слышать «Тыжпрограммист» с последующими просьбами?

– Что поделаешь, принято у знакомых порой считать, что я все могу, раз работаю за компьютером, от «ой, у меня тут на телефоне что-то непонятное, посмотри, пожалуйста» до «ноутбук не включается». Считаю, что если я с таким не сталкивалась, то лучше и не тратить время, чужое и свое. Так что за аппаратную часть не берусь, только за программную.

– Что должна знать и уметь женщина, чтобы преуспеть в программировании?

– То же самое, что и мужчина: уметь доказывать своей работой, на что ты способен. Я вот, например, не люблю спрашивать, иногда это можно считать недостатком, но если чего-то не знаю, то обращусь за помощью в самую последнюю очередь, но все это время буду читать, искать информацию на форумах… Лучше я сама один раз найду и в ходе поисков пойму и разберусь, чем мне десять раз покажут. Мне просто кажется, что мне объяснят все только с одной стороны для сиюминутного решения, а я, пока буду искать, найду более развернутый ответ. И в итоге все сделаю сама.

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: