«Производство плодов и ягод не в полном объеме обеспечивает внутренний рынок. У нас выращиваются в основном яблоки. Самообеспечение ими у нас составляет 48%. Из практически 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств только 40% занимаются производством яблок», — рассказала Наталья Мельникова, начальник отдела потребительского рынка Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
По ее словам, яблоки относятся к социально значимым товарам. «В целях гарантированного обеспечения населения ими у нас установлено государственное ценовое регулирование до 31 декабря 2020 года. На яблоки установлена торговая надбавка (с учетом оптовой) не более 30%. Это должны соблюдать все организации торговли», — подчеркнула представитель МАРТ.
Что касается картофеля и других овощей, их производство в Беларуси значительно превышает потребность. «По расчетным данным, потребность внутреннего рынка в картофеле в 6-7 раз меньше выращенных объемов, в других овощах — в два раза. Доля продажи организациями торговли от общего объема производства картофеля составляет только 0,1%, других овощей — от 20% до 60%», — отметила Наталья Мельникова.
Свежую плодоовощную продукцию реализуют на рынках, сельскохозяйственных ярмарках и специальных площадках. С сентября в Беларуси уже проведено 711 сельхозярмарок, на которых продано населению 4 тыс. т плодоовощной продукции на сумму Br6 тыс. В них приняли участие порядка 10 тыс. продавцов. Цены на ярмарках на картофель — от 30 до 80 копеек, свеклу — до Br1,5, капусту — до Br1, лук — до Br1,5, морковь — до Br3, яблоки — от 80 копеек до Br4 (в зависимости от качества).