Времена покорения воздушного пространства мозырскими летчиками остались в прошлом. Сегодня в некогда крупном аэропорту, расположенном в пригороде райцентра, деревне Великий Боков, вместо пассажирских самолетов базируется авиация МЧС.
Заправка самолёта в аэропорту Мозырь 1955 год
Краевед из города над Припятью Анна Булаш отмечает, что об авиации первой половины ХХ века в белорусской справочной литературе упоминается немного. А ведь это направление в 20–40-е годы прошлого столетия развивалось заметными темпами. В этой связи примечателен Мозырь – именно при Мозырском уезде функционировал известный на всю страну военно-гражданский аэропорт, история которого началась в 1922 году. Для пограничного города аэропорт в то время был просто необходим. На взлетно-посадочной, тогда еще грунтовой, полосе приземлялись самолеты, которые были произведены за рубежом – новая страна только начинала свое становление.
Но уже через 10 лет, в 30-е годы ХХ века, было образовано Управление ВВС. Появилось много новых типов самолетов, что оказало влияние на структуру белорусской авиации. На вооружение стали поступать новые истребители и тяжелые бомбардировщики. Самолетный парк Военно-воздушных сил с 1928 по 1933 год вырос в 2,6 раза. Именно благодаря этим обстоятельствам начали строить новые аэродромы и аэропорты, расширялись и уже существующие. Мозырский не стал исключением.
Анна Булаш рассказывает, что в 1932 году Мозырский аэропорт вошел в первую белорусскую транспортную авиалинию Минск – Глуск – Паричи – Мозырь. Тогда курсировали всего три самолета По-2, которые преимущественно возили почту. Еще через два года аэропорт вошел в одну из четырех местных пассажирских воздушных линий. К слову, пилоты Мозырского аэропорта участвовали в вооруженных конфликтах в Испании, на Халхин-Голе, в советско-финской войне, а также в воздушных боях Второй мировой войны.
Однако усилия по укрупнению Мозырского аэродрома-аэропорта в каком-то смысле оказались напрасными: при наступлении Красной армии в начале 1944 года объект был разрушен немецкими оккупантами.
После войны начали строить авиасеть по всему Полесью. Так в восьми километрах от Мозыря, в деревне Великий Боков, снова был восстановлен важный аэроузел – оживленный аэропорт с капитальным аэровокзалом. Улететь из него можно было в разные концы СССР: билеты стоили дешево, а времени на дорогу уходило немного.
После окончания авиационного училища сюда был направлен на работу одним из первых авиатехников Алексей Непша. Тогда он увидел аккуратное деревянное здание аэровокзала, неширокую взлетно-посадочную полосу, мастерскую, командно-диспетчерский пункт. Вокруг мощной стеной возвышался лес. В журнале «Гражданская авиация» за 1967 год писали: «Когда маленькие «ЯКи» идут на посадку, то кажется, будто они соскальзывают с верхушек темного густого леса».
Алексей принимал участие в важном совещании авиаработников, которое проходило в Минске. Рассматривали вопросы совершенствования гражданской авиации в пограничной республике и аэропортов. Самое пристальное внимание – Мозырскому аэропорту. И уже через год здесь появляются свои автозаправочники, еще через какое-то время объект получает несколько новых самолетов.
В 1923 году Красной армии был передан самолет «Савецкая Беларусь», который построили на средства рабочих республики. Это был первый самолет в мире, который имел на крыльях надпись на белорусском языке.
В последующие десятилетия аэропорт переживает свои лучшие времена. Отсюда можно было с комфортом долететь до Киева, Москвы или Минска. Например, каждое утро в Минск отправлялся Ан-24, вместимость которого 52 человека. При этом, говорят очевидцы, салон всегда был заполнен. Время в пути – чуть меньше часа, что гораздо удобнее, чем шесть часов поездом. В Киев летал такой же самолет, да еще дополнительный 12-местный рейс Ан-2, так как желающих попасть туда всегда было много.
Коллектив аэропорта принимал активное участие в общественной жизни города и района. Ребята выходили на субботники, облагораживали территорию, мастерили лавочки и беседки для удобства пассажиров. В аэропорту работали столовая и зал ожидания. К тому времени была построена большая взлетно-посадочная полоса. К слову, в аэропорт тогда ходил рейсовый автобус. Благодаря стараниям коллектива и щедрому финансированию объект был ухожен и располагал всей необходимой инфраструктурой.
Когда отменили московское направление, кукурузники местных линий продолжали выполнять рейсы. Билет по маршруту Мозырь – Наровля – Хойники – Гомель стоил около четырех рублей. Можно было утром улететь в Гомель, а вечером за считаные минуты вернуться обратно.
Перед развалом большой страны Алексей Никифорович стал директором аэропорта. Он пытался сберечь коллектив. Ведь речь шла в основном об узких и редких специалистах, найти которых на просторах страны было не так уж и просто.
Белорусов всегда интересовали полеты первых самолетов и других воздушных судов. Известно, что уже в начале ХХ столетия в Бресте существовало воздухоплавательное общество. «Вилейский вестник» за 1908 год отмечал, что воздушный шар этого объединения пролетел не менее 400 километров, опустившись возле станции «Борисов». Примечательно, что в начале прошлого века в крупные белорусские города для демонстрации полетов на самолетах прилетали известные летчики – Петр Нестеров, Сергей Уточкин и Александр Васильев.
Однако сохранить былые масштабы не удалось. Последний пассажирский рейс из Мозырского аэропорта вылетел в 1992 году. Позже были попытки на республиканском уровне рассмотреть возобновление работы малой авиации в Мозыре. Но этого не произошло. Какое-то время на территории некогда известного в стране объекта проводили республиканские соревнования. Потом все опять затихло. Впоследствии в Бокове стала базироваться авиация МЧС и лесного хозяйства. Крепкое кирпичное здание аэропорта теперь почти пустое. В нем остались ступеньки, ведущие на взлетно-посадочную полосу, но входа туда уже нет. Большая часть взлетной полосы засажена лесом.
Работники аэропорта Мозырь 1955-1956 годы
Новый заправочник 1961 год
Коллектив аэропорта на субботнике 1965 год
Лётный состав аэропорта на демонстрации 1965-1966 гг
Экскурсия школьников в аэропорту 1970 год