«Владеющий чарами песен, душою владеет любой…» И это действительно так. Есть музыка, которая может вывернуть тебя наизнанку, обострив все органы чувств. И в тот момент, когда мелодия может показаться бесплотной усладой, стоит вспомнить, что за ней всегда стоят люди.
Детская школа искусств № 2 города Мозыря – настоящая пристань для творческих и талантливых людей. Понятия «отработал и ушел» здесь нет. Поэтому и коллектив в школе особенный. Многие даже выросли в стенах этого учебного заведения, пополнив ряды талантливых наставников и музыкантов.
Сегодня школу возглавляет Наталья Анатольевна Герасимова, история любви с музыкой которой началась с 6-летнего возраста. Когда-то маленькая девочка Наташка могла часами сидеть под дверями кабинетов музыкальной школы, жадно ловя каждую ноту. Горящие глаза дочери не оставили родителей равнодушными – маленькую девочку по классу баяна взяла к себе учитель Людмила Леонидовна Соляник. Потом была учеба в Мозырском музыкальном училище, Белорусском государственном университете культуры и искусств, работа на кафедре музыки и методики преподавания музыки в Мозырском государственном педагогическом университете имени И. П. Шамякина и любимая работа – учитель по классу баяна и вокала в агрогородке Прудок. Талантливую, энергичную, креативную девушку в свое время заметила Анна Николаевна Москаленко, руководитель школы, стоявшая у ее истоков.
– Анна Николаевна – талантливейший человек, отдавший школе 46 лет. Она запросто может рассмотреть способности в каждом без исключения и помочь их раскрыть. Так было и в моем случае, ведь я играла у нее в образцовом баянном оркестре, – начинает рассказ о школе Наталья Герасимова, которой несменный руководитель доверила свое детище. – Сегодня у нас работает 8 отделений. Музыкальные классы находятся в 3-х корпусах города, а также в сельской местности: в агрогородках Прудок, Скрыгалов, Слобода и Осовец. С 1 сентября 2020 учебного года в МДШИ № 2 обучаются 708 детей, с которыми занимаются 82 педагога. Среди них руководители 13 коллективов со званием «народный» и «образцовый»: хор «Крынічанька» (И. Н. Петрова), ансамбль белорусской музыки «Палескі чабарок» (М. В. Благодарова), вокальная студия «Позитив» (Т. Н. Мазуркевич), ансамбль гитаристов (М. М. Копач), оркестр баянов (Ю. М. Капустина), оркестр белорусских народных инструментов (Т. Н. Шершнева), студия эстрадного пения «Ф’ЛОРА» (Л. Н. Фещенко-Кетнер), эстрадно-симфонический оркестр (С. И. Галай), ансамбль камерной музыки «Кантабиле» (О. Г. Миронович), ансамбль белорусской музыки «Бліскавіца» (Д. П. Ярмош), ансамбль народных инструментов «Музычныя фарбы» (Л. М. Страх), ансамбль баянистов «Вдохновение» (Е. А. Сафонова), ансамбль старинной музыки «Alba Ruthenia» (Т. А. Шестопалова).
Музыкальные коллективы школы не раз подтверждали свое мастерство, покорив сердца слушателей многих концертных площадок. О том, что значит быть сердцем коллектива, жить музыкой и постоянно вдохновляться, мы поговорили с художественными руководителями.
Сохраняя самое важное – традиции
Любовь к музыке у Татьяны Сергеевны Пайковой зародилась еще в раннем детстве. Бывший руководитель народного ансамбля народной музыки «Бліскавіца» часто вспоминает дедушку, который не выпускал из рук балалайку.
Времена тогда были тяжелые, о специальном образовании можно было только мечтать. Но это не помешало представителюстаршего поколения музыкальной семьи освоить струнный инструмент. Но трепет, с которым руководитель ансамбля говорит о народной музыке, зародился еще и благодаря маме и бабушке. «Они всегда пели народные песни. Можно сказать, что я выросла на этих мотивах», – делится наша собеседница.
Понимая важность музыкального образования, однажды родители привели маленькую Татьяну в музыкальную школу, с которой и начался ее творческий путь. Стоит сказать, что сама наша героиня – гомельчанка, поэтому и азам профессии обучалась на малой родине – в Гомельском государственном колледже искусств им. Н. Ф. Соколовского. Затем был Белорусский государственный университет культуры и искусств, и лишь потом талантливый музыкант смогла проявить себя на Мозырщине, куда переехала с мужем. Кстати, талант у девушки был настолько ярким, что его сразу же заметила Анна Москаленко, предложив взять на себя обучение младшей группы баянного оркестра.
Сегодня Татьяна Пайкова занимает должность заместителя директора по учебной работе. В 2007 году в карьере нашей собеседницы произошел переломный момент, послуживший началом нового увлекательного пути, – она возглавила народный ансамбль белорусской музыки «Бліскавіца». «Сам коллектив сложился еще в 1993 году по инициативе директора школы Анны Николаевны и учителя по классу баяна Марины Васильевны Благодаровой и уже успел заслужить народную любовь», – рассказывает музыкант. А вот свое звание «народный» ансамбль получил уже под руководством Татьяны Сергеевны, интуиция которой подсказала, что, если к инструментальной группе добавить вокал, возможности ансамбля значительно расширятся. Так, в «Бліскавіце» появились вокалисты из числа учителей, ставшие еще одной изюминкой коллектива.
Кстати, о своих коллегах наша героиня говорит с улыбкой и чувством глубокого уважения. Ведь здесь нет случайный людей, все члены коллектива – люди особого душевного склада, обладающие высоким исполнительским мастерством, артистизмом, творческим потенциалом и умением стать одним целым на сцене, благодаря чему ансамбль не раз становился лауреатом и победителем как областных фестивалей, так и музыкальных конкурсов международного уровня. Татьяна Сергеевна подмечает, что ее коллеги настолько талантливы и профессиональны, что сегодня руководство коллективом она смело передала молодому преемнику Дмитрию Павловичу Ярмошу.
На вопрос: «Насколько важно сегодня развивать именно белорусскую народную музыку?» – Татьяна Сергеевна отвечает не раздумывая: «Если человек не помнит или не знает своих традиций, то у него попросту нет будущего!» При этом музыкант добавляет, что любое поколение, будь то молодое или старшее, до сих пор с удовольствием слушает мотивы кадрили или польки, задействованные в советских фильмах. А все потому, что они близки и понятны каждому. Так и с белорусскими песнями. «Они всегда носили обрядовый характер. Через эти ритмы люди передавали моменты своей жизни. Именно поэтому народные песни и музыка так берут за душу».
А чтобы такая музыка была еще ближе к людям, здесь стараются обрамлять ее современными мотивами, сохраняя самое главное – народную основу. Причем за сохранение традиций здесь ратуют всей душой, используя даже такие старинные инструменты, как колесная лира и дуда, созданные мастером Андреем Шкледой.
Любить то, что испокон веков считалось нашим традиционным, Татьяна Пайкова учит и своих учеников. Учитель считает, что нет непопулярных инструментов, ведь дети с удовольствием будут играть на любом инструменте, главное – правильный педагогический и человеческий подход. Ведь дети не просто преемники: они выполняют миссию по сохранению традиций.
Музыка их связала
Слова известной песни как нельзя лучше характеризуют еще одну нашу героиню – Юлию Михайловну Капустину, руководителя образцового оркестра баянов. Стоит сразу сказать, что оркестр стал для Юлии Михайловны родным неспроста.
«В этом оркестре я играла с детства. Выполняла партию баян-тенор», – вспоминает музыкант. Получилось так, что судьба будто специально пронизывала жизнь нашей собеседницы звуком баяна, все время возвращая ее в стены родной школы. Сюда она приходила будучи студенткой музыкального колледжа. Здесь же играла, когда уже работала по распределению в городе Калинковичи. «Моим учителем и руководителем оркестра была Анна Николаевна Москаленко. Она всегда звала меня на концерты, куда я шла с большим удовольствием».
Юлия Михайловна оказалась настолько талантливой, что, когда в 2017 году она пришла работать в школу, ей сразу предложили возглавить оркестр баянов. Причем сама баянистка признается, что и подумать не могла, что будет руководить своим родным оркестром. Но при этом в другой профессии себя музыкант никогда не видела – душа всегда тянулась к музыке.
Возглавив детский коллектив, руководитель сразу столкнулась с непростой задачей: разделить ребят на два состава, которыми они смогли бы выступать на сцене. И как результат – сегодня в оркестре есть старший и младший составы, которые уже успели зарекомендовать себя в различных конкурсах.
Вести работу с творческими детьми непросто, но довольно интересно. Художественный руководитель отмечает, что от взрослых музыкантов они отличаются своей простотой, открытостью и непосредственностью. «С ними душой молодеешь», – улыбается наша собеседница. Причем учитель всегда искренне радуется успехам и стремлениям своих подопечных. А еще не без удовольствия говорит о ребятах, которые так же, как когда-то она сама, возвращаются в альма-матер по зову сердца.
Музыка будет хорошей тогда, когда человек всей душой стремится стать одним целым со своим музыкальным инструментом. И Юлии Михайловне это хорошо известно. Поэтому со своими юными баянистами она старается говорить доверительным тоном, согласовывая с ребятами пьесы для разучивания. При этом подбирает учитель такой репертуар, который заинтересовал бы многих. Например, однажды она принесла в класс пьесу из кинофильма «Возвращение Будулая». Сколько удивления и радости было у детей, когда родители узнали композицию!
По словам нашей героини, музыка – это тот неосязаемый инструмент, благодаря которому из ребенка можно вырастить настоящую личность, всесторонне развитую, смелую, с особой духовностью. Поэтому неудивительно, что дети Юлии Михайловны пошли по ее стопам. Дочь всегда тянулась к творчеству. А когда немного подросла, с головой окунулась в занятия вокалом. А любовь к творчеству у сына вообще появилась, будто по щелчку пальцев. «Как-то ребенок пришел ко мне на работу и застал маму на репетиции ансамбля старинной музыки «Alba Ruthenia». Тогда я впервые увидела, какими глазами мой сын смотрит на виолончель. Сейчас он уже несколько лет с энтузиазмом осваивает этот инструмент». Сама же Юлия Михайловна, несмотря на свой профессионализм, считает, что нет предела совершенству, поэтому изо дня в день повышает мастерство.
Александра КИРИНСКАЯ.
Фото автора.