Платные участки дорог: от чего зависит сумма оплаты и кому приходится платить больше

182

О том, что делается в республике по обслуживанию дорог, влияющем на качество и безопасность движения, а также о системе платных участков, рассказал начальник регионального отдела контроля автомобильного транспорта в г. Мозыре Вечеслав КОНОПЛИЦКИЙ.


– Вечеслав Поликарпович, среди многочисленных задач, возложенных на транспортную инспекцию, какая является главной?

– Контроль за осуществлением автоперевозок грузов и пассажиров по территории нашей страны. В том числе и по платным дорогам.

– Что собой представляет система электронного сбора оплаты, и в каких целях она была сформирована?

– Система электронного сбора оплаты в режиме свободного многополосного движения или на отдельных участках, в том числе по мостам и иным искусственным сооружениям с повышенным скоростным и безопасным режимом движения транспортных средств, высоким уровнем сервисного обслуживания создана в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 г. № 188 и введена в действие с 1 июля 2013 года в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих повышенный скоростной и безопасный режим движения транспортных средств, повышения уровня обслуживания пользователей данных автомобильных дорог и максимального использования транзитного потенциала Республики Беларусь.

– Какая на данный момент протяженность платных дорог в Беларуси?

– Система платных дорог в нашей стране сегодня насчитывает 1786,098 км.

– От чего зависит сумма оплаты, и на кого возложена функция контроля?

– Размер оплаты за проезд по платным автомобильным дорогам рассчитывается на основе тарифов, устанавливаемых Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством финансов с учетом расходов на содержание и развитие платных автомобильных дорог, интенсивности движения по ним транспортных средств, инфляционных корректировок, условий инвестиционного договора и иных обстоятельств.

В настоящее время размер оплаты составляет для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны – 0,040 км/евро, а с допустимой массой более 3,5 тонны в зависимости от количества осей транспортного средства: 2 оси – 0,09 км/евро, 3– 0,115 км/евро, 4 и более – 0,145 км/евро. Плату за проезд по платным автомобильным дорогам с системой электронного сбора взимает государственное учреждение «Белавтострада», а при фиксации факта неоплаты или неполной оплаты за проезд, отсутствия на транспортном средстве электронного устройства, его использования, не предназначенного для данного транспортного средства, либо несоответствующей категории, неработающего или неисправного – уполномоченные сотрудники государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».

– Куда направляются средства, полученные от пользователей или нарушителей?

– И в первом, и во втором случаях средства поступают в бюджет и используются для развития дорожной инфраструктуры. Принцип такой: кто воздействует на дорогу больше, тот больше и платит. Как я уже сказал выше, величина оплаты зависит от массы и числа осей автомобиля. Подобная практика действует и во многих странах мира.

– И все же, кому приходится платить больше?

– Размер оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь в увеличенном размере составляет для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно в случае фиксирования неполной оплаты 50 евро, в случае фиксирования неоплаты – 100 евро; для транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны в случае фиксирования неполной оплаты 130 евро и в случае фиксирования неоплаты 260 евро.

– На территории Гомельской области имеются платные дороги?

– Платным участком в Гомельской области является автодорога М5 (Минск–Гомель) с семью станциями наблюдения, на которой осуществляет работу Управление контроля на платных автодорогах в городе Гомеле. Данный филиал Транспортной инспекции по Гомельской области – отдел контроля на платных дорогах – создан в мае 2015 года. В ведомстве имеются автомобили, укомплектованные специальным оборудованием для проведения контроля бортовых устройств как в движении, так и на парковках.

– И каковы результаты деятельности?

– С мая 2013 года за пять лет общая сумма взысканных денежных средств Управлением контроля филиала Транспортной инспекции по Гомельской области с пользователей платных дорог республики составила 561520 евро. В текущем году выявлено 273 нарушения, взыскано 35680 евро. Среди резидентов РБ выявлено 28 нарушений на сумму 7020 евро. Лидерами по нарушениям являются автоперевозчики Украины. За ними следуют их коллеги из Литвы, Польши и России.

– Появились ли какие-то изменения в работе данной системы?

– С 01.05.2020 введена возможность внесения оплаты за проезд по разовому тарифу. Это позволяет произвести оплату проезда по платной автомобильной дороге в течение двух часов. Под неоплатой (неполной оплатой) законодательством подразумевается отсутствие фиксации внесения платы за проезд на устройстве электронной оплаты.

– На что перевозчикам надо обратить внимание в ближайшее время?

– Следует знать, что оплата проезда по разовому тарифу исключает взимание платы в увеличенном размере. С 15 декабря 2020 г. у владельцев транспортных средств (далее – ТС) с технически допустимой общей массой не более 3,5 т появится возможность оплатить проезд по платным дорогам за определенный период времени. В настоящее время плата взимается только из расчета пройденного километража. Также стоит обратить внимание, что размер платы для ТС с технически допустимой общей массой не более 3,5 т до 1 января 2023 г. будет определяться как из расчета пройденного километража, так и исходя из периода времени, а с 1 января 2023 г. – только исходя из периода времени. Для оплаты за период времени нужно будет приобрести электронную виньетку, имеющуюся в пунктах обслуживания BelToll, удаленно и на официальном сайте оператора системы электронного сбора платы за проезд.

Беседовала Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: