По некоторым данным, количество производителей мебели в Беларуси за последние два года увеличилось вдвое. Логика понятна: торговать, скажем, пиломатериалом или кругляком и товаром с высокой добавленной стоимостью – две большие разницы. Согласно последней статистике, выпуском мебели сегодня заняты около 600 субъектов хозяйствования. Среди них и промышленные гиганты, и мелкие производства.
«Надо искать уникальные решения»
«Ельский стул – бренд, которому более 50 лет, – руководитель предприятия Лев Исакович Кац начинает беседу с презентации производства. – Фабрика начинала свое развитие как артель и специализировалась на лесопилении. Изготавливать мебель здесь начали с 1935 года, а за освоение производства стульев взялись в 1960 году. Были времена, когда продукцию из Ельска поставляли по всему Советскому Союзу, в том числе и железнодорожным транспортом. Сегодня предприятие переживает не самый легкий период – выбирается из финансовых неурядиц, но вместе с тем по-прежнему является крупнейшим белорусским производителем стульев и обеденных столов из массива дерева. Вопреки всем обстоятельствам, мы не сдаем свои позиции. Фабрике есть что предложить рынку! Нас по-прежнему ценят за качественное исполнение: ельские мебельщики – настоящие доки в своем деле! В производстве используется только натуральная древесина (дуб, ольха, береза), экологически чистые лаки и красители. На обивку идут самые прочные ткани: флок, бельгийка, шинил, жаккард.
Ежемесячно мы выпускаем от 4 до 5 тыс. стульев, а еще кресла, банкетки, табуреты, столы, садовую мебель, сырой пиломатериал. Львиную долю в производстве, около 60 %, сегодня занимают каркасы стульев и кресел на экспорт, их мы изготавливаем на принципах аутсорсинга для литовской компании, которая имеет развитую торговую сеть в Германии, Испании, Австрии, США. Такое сотрудничество нам дает приличную валютную выручку и помогает избегать кассового разрыва. Наши изделия также реализовываются в Российской Федерации, Кыргызстане, Казахстане. Пока же заграничные рынки по-настоящему «лихорадит», продвигаем свой бренд здесь, в Беларуси. В последнее время, на мой взгляд, нам удалось широко развернуться лицом к нашему потребителю. Ранее мы преимущественно ориентировались на имеющуюся базу клиентов, теперь больше внимания уделяем поиску нового сбыта, прорабатываем все возможные варианты. Наша цель – быть представленными в каждом регионе, и, могу сказать, нам предстоит еще много работы в этом направлении. Потенциал у фабрики колоссальный! Сегодня я доволен командой, которая готова многое менять, что является необходимостью: работать, как раньше, понимаю, удобно, но нацеливаю на другие результаты».
Лев Исакович Кац возглавляет фабрику несколько лет. И, важно отметить, это его первый опыт работы на госпредприятии. Карьеру от технолога до управляющего он сделал на частных производствах, специализирующихся на изготовлении мебели и дверей. В общей сложности этой сфере посвятил 20 лет (если не учитывать учебу в БГТУ и аспирантуре, где защитил кандидатскую диссертацию по теме из области переработки древесины) и по праву считает себя фанатом мебельного производства. Жизнь в столице поменял на размеренные полесские будни – и не сожалеет об этом. Свой переезд в Ельск, интерес к предприятию в стагнационном состоянии объясняет желанием реализовываться и готовностью рисковать. Уверен: богатый опыт работы в коммерческих структурах поможет многое наладить в управлении госпредприятием. «Хочешь быть успешным – стань лидером, будь первым. Быть лидером – значит опережать тренды. Производитель, который вышел первым на рынок, получит максимальную прибыль, все остальные – гораздо меньше. Надо искать уникальные решения, надо научиться думать быстрее, моментально подстраиваться под ситуацию, порой без оглядки, иначе будет упущен момент, – рынок диктует такой темп. Повышение производительности труда и, соответственно, заработной платы – вот главные задачи дня сегодняшнего», – резюмирует Лев Кац.
Гибкость – это…
«Первое, что нужно, – нарастить объем производства, повысить производительность за счет оптимизации некоторых технических процессов. Несмотря на проведенную модернизацию, многое делаем вручную, как результат – теряем время. На данный момент мы – в поисках инвестора, готового вложиться в техперевооружение: прибыль будет! Сегодня стулья реализовываем только в собранном виде, что для логистики крайне затратно. Дешевле и логичнее доставлять их до потребителя в разобранном состоянии, по цене в таком случае они станут конкурентоспособнее – изделия такой конструкции мы разработали, но ввиду отсутствия нужного оборудования можем производить их только малыми партиями, что опять-таки не выгодно, – рассказывает Лев Исакович. – Продолжаем активно работать над качественным изменением дизайна. Нужно было признать: модельный ряд устарел, перестал соответствовать требованиям рынка. Мы провели унификацию ассортимента, сертифицировали новые образцы. Так, в прошлом году появилось 14 новых моделей, большинство из которых сегодня – в серийном производстве.
Горжусь, что пришли к производству товаров-заменителей. Как правило, продажи мебели имеют свою сезонность: меблировкой потребители обычно начинают заниматься с осени, вернувшись с отпусков и дач. Для нашего «летнего» покупателя предложили садовую мебель – нашу идею оценили, мы почувствовали спрос! Отличные отзывы эта коллекция получила и на внешнем рынке, на крупнейшей международной мебельной выставке «IMM Сologne-2020» в Кёльне. Там же мы презентовали и нашу мебель из дуба в стиле лофт. Заинтересованность европейцев выразилась в 15 протоколах о намерениях сотрудничества – это неплохой результат. С нетерпением ждем их реализации. К слову, предприятия концерна «Беллесбумпром» и холдинга «BORWOOD» презентовали на выставке и свои технические возможности по изготовлению мебели по заданным параметрам. Ведь уже давно не секрет, что белорусские мебельщики сегодня выполняют заказы по эскизам европейских заказчиков, таких как IKEA, JYSK, «ОТТО», «XXXLutz» и многих других.
Приятно, что продукция Ельской мебельной фабрики традиционно высоко оценивается компетентным жюри на самых разных специализированных конкурсах. Участие в таких отраслевых выставках-ярмарках в качестве экспонентов – это прекрасная возможность напомнить, а чаще заявить о себе, увеличить число заказчиков. Мы каждый раз с удовольствием откликаемся на приглашение организаторов, потому что для нас это наилучшая возможность прочувствовать потребности рынка, определиться с векторами дальнейшего развития фабрики.
Диктовать, формировать потребность – это наша производственная мечта, а пока же прислушиваемся, подстраиваемся, идем на уступки. В поисках новых потребителей охватываем все новые и новые учреждения торговли, предлагаем свои услуги в изготовлении заготовок белорусским мебельным предприятиям, частным и государственным. Готовы работать в том числе с нестандартными заказами».
От классики до популизмов
Пользуясь случаем, просим рассказать о современных тенденциях в мебельном мире.
«Как показывает анализ рынка, потребители категории «45 плюс» предпочитают классику: массив, тяжелый, надежный, практичный, подчеркивающий статус. Покупатели в возрастном диапазоне «35-45» рассматривают мебель больше с точки зрения дизайна, ее практичность отходит при этом на второй план, для этой категории мебель должна соответствовать духу минимализма, – говорит Лев Кац. – Как подсказка: хай-тек и лофт теряют свою популярность, в интерьере на гребне волны совсем скоро будет японский стиль. Тумбы, комоды, столы и стулья на высоких четырех ногах – все это не для японского интерьера. Минимализм японской мебели подразумевает приземленные, удобные и комфортабельные конструкции. В тренде этого года актуальна палитра цветов природы. Это разнообразие песочных оттенков, серых, коричневых. По-прежнему особенно пользуются спросом светлые эмали: цвет слоновой кости, белые оттенки.
Есть меткое изречение о том, что мода – это вопрос денег, а стиль – вопрос индивидуальности. Подберем мебель на ваш вкус, сделаем вашу квартиру индивидуально красивой и комфортной!»
Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора и из архива предприятия.
УНП 401155408.