Тенденция к поиску учителя для дополнительных занятий сегодня набирает обороты. В чем же причина такой популярности этой сферы?
За спрос не бьют…
Тем более, если этот спрос на образовательные услуги. Подготовка к централизованному тестированию, к школьным и университетским экзаменам, к контрольным работам… Сегодня спрос на персональных репетиторов настолько велик, что в эту сферу уходят как работающие учителя и преподаватели вузов, так и те, кто решил полностью сменить деятельность в государственной организации на индивидуальное предпринимательство. Сейчас интернет пестрит объявлениями о предоставляемых репетиторских услугах. Существует множество специализированных сайтов по поиску специалистов, на которых даже есть своя статистика по количеству заказов у определенного преподавателя, а также шкала для оценки профессионализма выбранного наставника.
Кстати, если еще лет 10 назад репетиторы в большинстве своем работали «втихаря», зазывая потенциальных клиентов через знакомых, то сегодня это полноценно развивающаяся сфера услуг с многочисленными центрами, где проводят как индивидуальные, так и групповые занятия. Причем быть в числе тех, кто посещает внешкольное обучение, сейчас прерогатива не только учеников старших классов и студентов. В «бой» идут и малыши, которых активно готовят к поступлению в первый класс либо просто подтягивают по учебной программе.
И это неудивительно, ведь чтобы стать репетитором, ИП регистрировать необязательно.
Нужно подать заявление в налоговую инспекцию, заплатить единый налог и дождаться присвоения учетного номера налогоплательщика. При этом нет необходимости вести учет выручки. Единственное условие: оплата может приниматься только в белорусских рублях (установка цены возможна в иностранной валюте).
К слову, об оплате. Не секрет, что стоимость такого обучения отнюдь не маленькая. К примеру, если ввести в поисковую систему запрос «репетитор в Мозыре», то открываются многочисленные страницы, на которых стоимость работы потенциальных репетиторов варьируется от 5 до 15 рублей за одно занятие (в основном это 90 минут). А вот в готовых базах, специализирующихся на подборе наставников для дополнительных занятий, цены даже пугают. Например, на сайте t-repetitor.by стоимость указана в долларах, причем разброс настолько велик, что можно встретить анкету, где предлагается занятие за 8 долларов, а рядом – за 45. Кстати, если изучить оставленную педагогами информацию, то становится понятно, почему существует такая разница: дешевле вам обойдется действующий учитель или преподаватель вуза, а вот если в анкете указаны данные наподобие «кандидат наук, доцент…», «преподаватель международной онлайн-школы иностранных языков…», то и оплата их труда, соответственно, выше.
Необходимость выше цены
Несмотря на дороговизну, родители школьников готовы платить немалые деньги, чтобы их ребенок подтянул школьную программу или хорошо подготовился к ЦТ. В чем же «секрет» такого повального спроса, мы поинтересовались у Жанны Г., сын которой учится в СШ № 12.
«Сейчас мой сын в 7 классе, и уже три года он ходит к репетитору по русскому языку», – рассказывает наша собеседница. Мальчик, по словам мамы, не глупый, но многое из школьной программы во время учебных занятий просто не усваивает. Где-то прослушает (что свойственно для мальчишек его возраста), где-то не поймет. В силу большого количества детей в классе у учителя нет возможности объяснять материал индивидуально, вот и получается, что изучение новых тем тяжким грузом ложится на плечи родителей. «Я, конечно, занимаюсь с ребенком, но времени на детальный разбор хватает не всегда. При этом я вряд ли смогу объяснить так, как это делает учитель», – поясняет мама школьника.
Точные науки семикласснику даются, а вот с лингвистическими дисциплинами беда. Поэтому мама и приняла решение попробовать занятия с репетитором. Жанна говорит, что большего, чем подтягивание школьной программы от занятий не ждут, главное, чтобы учеба держалась на хорошем уровне, и ребенок усваивал изученные в классе темы.
Репетитора искали недолго – посоветовали знакомые. «С нашим сыном занимается педагог начальных классов и филолог по совместительству. Могу сказать, что своих денег эти занятия стоят (14 рублей за 90 минут), потому что русский язык теперь так же, как и другие предметы, нам поддается. Удобно и то, что вместе с репетитором ребенок еще разбирает домашние задания», – говорит мама.
Кстати, в первую волну коронавируса от занятий решили все же воздержаться. Сейчас школьник по-прежнему посещает репетитора при одном важном условии: и педагог, и ученик занимаются строго в медицинских масках.
От первого лица
Стоит отметить, что в Мозыре хватает педагогов, которые либо занимаются репетиторством по совместительству, либо полностью ушли в эту сферу.
По данным инспекции Министерства по налогам и сборам по Мозырскому району, в 2019 году подали уведомления на осуществление репетиторской дея-тельности 140 человек, за 10 месяцев текущего года – 164 человека.
Это говорит лишь о том, что популярность данного вида занятости с каждым годом возрастает. О том, как обстоят дела в сфере репетиторства, мы поговорили с Ириной Казак – репетитором по русскому языку.
«Раньше я работала в школе учителем русского языка и литературы. Сейчас два месяца как зарегистрирована в качестве репетитора. Опыт работы школьным учителем у меня большой, есть и категория», – рассказывает о себе Ирина Викторовна. По словам нашей собеседницы, в работу надомных наставников пандемия коронавируса также внесла свои коррективы, переведя большую часть занятий в онлайн-формат. При этом преподаватель отмечает, что есть в таком положении плюсы: дистанционное обучение значительно расширяет географию учеников.
«Учеников немного. В Мозыре их практически нет. В основном занимаюсь с ребятами из Минска, есть и ученики из России. Чтобы заявить о себе, я первоначально зарегистрировалась на двух репетиторских сайтах. Основную массу клиентов нахожу в популярной российской онлайн-школе». Попасть в которую, кстати, не так уж и просто. Ирина Казак отмечает, что сперва ей довелось обучаться тому, как работать в этой школе, как пользоваться онлайн-доской, личным кабинетом, затем пройти собеседование по скайпу и только потом приступить к работе.
На вопрос «сложно ли работать дистанционно?» репетитор отвечает: «Нет. Так наоборот проще и мне, и ученику. Тем более в сложившейся ситуации». Еще в учительскую бытность наша собеседница привыкла тщательно готовиться к уроку, подбирать материалы под конкретного ученика, что ей лишь помогает в нынешнем деле. А еще в дистанционной работе, по словам Ирины Викторовны, есть приятный бонус: возможность познакомиться с людьми из разных стран. «Недавно я проводила занятие с парнем из Казахстана. Он хотел «подтянуть» разговорный русский, чтобы понравиться девушке. Пришлось обратиться к классике русской литературы – любовной лирике Пушкина, Есенина, Рождественского. И такие случаи бывают…Рада, что смогла помочь человеку», – улыбается репетитор.
Немного о конкуренции. Она здесь очень высокая. И это, говорит наша собеседница, закономерно. Репетиторских сайтов, онлайн-школ очень много, как и индивидуальных репетиторов. Например, на одном популярном белорусском сайте 142 репетитора по русскому языку, а учеников в несколько раз меньше. «Я считаю, что найти репетитора сегодня не проблема. Да любой школьной учитель, я уверена, никогда не откажет в помощи своему ученику. Ведь он лучше знает его сильные и слабые стороны». А вот найти потенциальных клиентов куда сложнее. Рассуждая о спросе, Ирина Казак подтверждает уже укоренившуюся у многих мысль: большей популярностью сейчас пользуются иностранные языки, необходимые для того, чтобы стать успешным в карьере, работе, учебе… Однако хороший репетитор всегда будет при учениках, ведь сарафанное радио никто не отменял.
Из личного опыта…
Во время подготовки материала вспомнила свой выпускной класс, когда несколько раз в неделю занималась с репетиторами по русскому языку и истории. Эти предметы мне необходимо было сдать на ЦТ, чтобы осуществить юношескую мечту – пойти учиться на журналиста. Сразу скажу, что учителя у меня были хорошие, я даже с удовольствием посещала дополнительные занятия. Но чувствовала, что школьной программы мне все же может не хватить. По своему опыту могу сказать, что главное преимущество «домашних наставников» – возможность индивидуального подхода к каждому. Да еще и затраченные на дополнительное обучение суммы очень уж стимулируют. Если в школе ты можешь что-то пропустить мимо ушей, то здесь ни репетитор, ни совесть отлынивать тебе попросту не дадут. Правда, говорить, что это легкое обучение, было бы неправильно. Только представьте, что в классе на контрольной вы можете повернуться к соседу, что-то подсмотреть… да и вообще не так страшно. Здесь же над тобой стоит серьезный преподаватель, один вид которого не дает расслабляться.
Замечу, что у репетиторов есть свой негласный рейтинг: чем лучше твои ученики сдали тестирование, тем больше тебя порекомендуют в следующем учебном году. И это вполне закономерно. При этом найти репетитора самому тоже не проблема. Достаточно вбить в поисковик необходимый запрос, к примеру, «репетитор по математике, Мозырь», и система выдаст множество предлагаемых репетиторских услуг по этому предмету. Есть в городе и образовательный центр «Репетитор», который тоже готов предложить занятия как для маленьких школьников, так и для выпускников.
Если подытожить, то можно смело говорить о том, что услуги по репетиторству сегодня отнюдь не замена школьных занятий, а скорее дополнительная помощь в усвоении материала. Ведь, как говорится, повторение – мать учения. И сколько бы ни стоили такие занятия, спрос на них будет всегда, к тому же новые технологии значительно упрощают процесс, делая вариант найма репетитора еще более привлекательным. Не стоят на месте и педагоги, стараясь модернизировать свои услуги, повышая качество обучения из года в год.
Александра КИРИНСКАЯ.