Школа, друзья, рок-н-ролл! Мозырь ищет таланты

189

«Как жаль, поверь мне, что ты забыл и это время, и то, каким ты был…»

Одна из примет советских школьных чудесных лет – наличие вокально-инструментального ансамбля чуть ли не в каждой школе. Явление особенно интересное, если вспомнить, что длинные волосы – обязательный атрибут музыканта – особо не приветствовались, доступа к новинкам западной поп- и рок-музыки практически не было, исполнять можно было только песни членов Союза композиторов СССР. Сегодня у школьников вырос общий уровень в части владения английским языком, интернет снял многие образовательные барьеры: нет необходимости русскими буквами на слух писать тексты любимых «не наших» песен, можно освоить по видеоурокам любой инструмент и разложить по партиям любую композицию… Как наступила и полная свобода в плане самовыражения по части причесок и одежды. Однако последняя на нашей памяти школьная команда «Резонанс» выпустилась из СШ № 9 в 2006 году.

Почему это некогда популярное занятие советских подростков сегодня не востребовано? Пытаемся разобраться с нашими собеседниками.

Роль личности в истории

Леонид Жадько, с 1964 по 1973 год – ученик СШ № 2 г. Мозыря, участник и свидетель многих ярких событий в культурной жизни станции Мозырь, среди которых феномен местного школьного ансамбля «Лаутары» (к слову, в 1971 году на экраны вышел фильм «Лаутары» о народных молдавских музыкантах. – Прим. авт.), вновь напомнившего о себе на встрече выпускников СШ № 2 несколько лет назад.

– Если оглядываться в свое школьное прошлое, – рассказывает Леонид Владимирович, – то надо признать, что развлечений у людей было немного. Телевизор черно-белый и порой один на весь дом, а по нему – две программы. Клуб «40 лет Октября» – больше для взрослых, для молодых мало чего интересного.

Но при этом много внимания уделялось досугу подростков: действовали спортивные секции, можно было заниматься танцами, пением, функционировали кружки «Умелые руки», где учили моделированию, и на станках давали поработать. У нас был такой «человек-оркестр» – дядя Гриша – руководитель коллектива духовых инструментов Григорий Яковлевич Готфрид. Ни одно торжественное мероприятие не обходилось без участия этого коллектива. Старшее поколение жителей станции Мозырь наверняка помнит, как под звуки торжественных маршей собирались на праздники 1 Мая, 7 ноября и другие мероприятия, а выходными вечерами звучала духовая музыка на танцевальной площадке. Кроме этого, Григорий Яковлевич организовал детский духовой оркестр, куда старался привлечь «трудных» подростков. Ну и в любом дворе были самоучки-гитаристы, умеющие брать больше, чем три аккорда. В то время стало появляться много именно советских вокально-инструментальных ансамблей, поэтому идея создать нечто подобное самим, как говорится, витала в воздухе, и самодеятельным гитаристам хотелось подняться на уровень повыше.

Мозырские «Лаутары». Много лет спустя – все те же!

Одна из хороших примет того времени – тебе шли навстречу, когда у тебя появлялась хорошая идея. Так и у нас началось с того, что этим ребятам дали возможность репетировать в школе, пользуясь аппаратурой, пусть и весьма слабенькой. А потом произошло то, что называется «роль личности в истории», – среди ребят появился лидер. Игорь Досов – настоящий фанат музыки. На мой взгляд, если бы он получил соответствующее музыкальное образование, он свободно мог бы играть и в «Песнярах», и в «Верасах», и где угодно. Когда Игорь уехал на Север обычным учителем трудового обучения, его талант тут же заметили: в школе, где он работал, создали условия, и его пять коллективов разных возрастов стали лауреатами различных конкурсов. А тогда начинали с того, что песни «снимали» с магнитофона после многократных прослушиваний с паузами. Игорь сам разрабатывал партии для каждой гитары своими собственными немузыкальными знаками, вел репетиции.

Появление группы произвело эффект разорвавшейся бомбы. Обычно вечера в клубе проходили под магнитофон без ведущего – и тут ансамбль, живой звук! К первому выступлению готовились долго, подготовили программу из 15 песен. Один из участников был Леонид Федорович Писаник. Подъем на станции был необычайный! Начинали с известных советских песен, приглашали ребят и в Козенки, играли на свадьбах, проводах в армию, танцах в клубе, даже немного зарабатывали. Все покупали на свои деньги, школа предоставляла аппаратуру и помещение – сотрудничали на полном доверии. Позже освоили некоторые английские песни, разве что слова писали русскими буквами.

На мой взгляд, главное слагаемое успеха – лидер, который собрал вокруг себя энтузиастов. И очень значимо, что взрослые заняли разумную позицию – не мешать. Замечательные руководители, директор школы Александр Матвеевич Козлов и директор клуба «40 лет Октября» Николай Филимонович Урецкий, всегда шли навстречу молодежи.

Надо подумать

Почему нет сегодня подростковых музыкальных групп, ведь именно в школах выросли известные «Машина времени», «Мумий-Тролль», да и на Западе регулярно появляются новые коллективы? Дети петь меньше не стали – исполнители есть в каждом учреждении образования, естественное желание прославиться тоже не пропало.

Один из многочисленных советских школьных ансамблей.

Мы побеседовали с директорами ряда школ. Все готовы по мере возможностей и в рамках нормативных требований по охране труда (поскольку аппаратура все-таки электрическая) поддерживать юные таланты.

«Причина сегодняшнего затишья в современных технологиях и прогрессе, – продолжаем размышлять вместе с Леонидом Владимировичем. – А также экономика. Вот наши ребята собрались, решили поиграть вживую в заведениях Мозыря, но их 4 человека – всем платить надо. Но зачем платить четверым, когда можно заплатить одному, который споет под фонограмму-минусовку, записанную на флешке и через ноутбук запущенную? Опять же, нужны вложения в качественную аппаратуру, а это все за свой счет. Играть в свое удовольствие – это одно, но пытаться заработать группой с живым звуком сложнее – нет востребованности, потому что не приносит экономической выгоды».

Музыкальные таланты среди детей наверняка есть и не переводятся, но должны совпасть несколько факторов, потому что приказом по школе вокально-инструментальный ансамбль не создашь. Нужен и кто-то из взрослых, чтобы заметить талант, вдохновить, дать ему дорогу, взять на себя ответственность за репетиции и занятия. Должны также сами парни и девушки проявить инициативу, собрать команду единомышленников с общей целью стать знаменитыми. И все пойдет, в конце концов, это обычный путь формирования музыкальной группы, который прошли десятки легендарных коллективов.

Однако, тенденция?

Очень интересная получается картина, если посмотреть на историю мозырской поп- и рок-музыки в мировом, так сказать, разрезе Российский писатель Игорь Мальцев несколько лет назад сделал интересное наблюдение: «Ни один «исследователь» рок-музыки так никогда и не сказал, почему в самых жутких английских городах, где еще были послевоенные перебои с едой, где еле шевелилась разбомбленная промышленность, где матери еще сажали огороды на заднем дворе, начал бить фонтан музыкальных талантов… Влияние на мировую сцену оказало гораздо больше английских музыкантов, чем принято полагать. Из жуткого Ньюкасла – Эрик Бёрдон и Animals, из шахтерского городка Вашингтон – Брайан Ферри. Из сталелитейного Бирмингема – Роберт Плант и Оззи Осборн с его Black Sabbath, из расово проблемного Брикстона – Дэвид Боуи, Лемми – из Берслема, полного керамических заводов…»

Очевидно напрашиваются параллели: «Лаутары» – деревоперерабатывающая станция Мозырь, «Отражение» – машиностроительный Пхов… Не то чтобы эти районы были «самые жуткие», однако только недавно из объявлений стало исчезать примечание «станцию Мозырь и Пхов не предлагать», а «огороды на заднем дворе» можно найти и в центральной части города. Также рискнем предположить, что только последнее поколение мозырян не знает, что такое продовольственный и прочий дефицит.

Прогнозы – дело неблагодарное, Мозырь и район сегодня точно не имеют совсем уже неразвитые кварталы и населенные пункты, но в свете вышеизложенных наблюдений попробовать предугадать место появления новых талантов можно. Возможно, Осовец, как самый удаленный от Мозыря сельсовет, выдаст новые дарования. Или на винтажно застроенных улицах Языковича и Гоголя кто-то уже пробует взять первые аккорды. Говоря по-народному «район Стройдеталей», переулок Швейный и улица
Ветровая тоже вполне перспективные места для создания чего-то эксклюзивно музыкального.

Словом, «Алло! Мы ищем таланты!»

Дмитрий КУЛИК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: