Не про движение, а про характер, настроение, эмоции…
Найти дело по душе – задача со звездочкой, которую педагог-хореограф центра современного искусства «Alexis dance group» Виталий Муженко давно решил. Мы задали нашему собеседнику несколько емких вопросов о сфере его деятельности.
1Как вы пришли в танцевальное искусство?
– Помню, как ребенком, лет в 10, впервые пришел в студию к Александру Зенченко и влюбился в танцы с первой тренировки. Сегодня я являюсь не только педагогом, но и артистом заслуженного коллектива Республики Беларусь театра танца «Alexis». А общий стаж моей танцевальной карьеры – 17 лет. После 5 лет усердных занятий меня взяли на работу в младший концертный состав, а чуть позже пригласили и в основной взрослый. Это было насыщенное время: участие во множестве республиканских фестивалей и международных конкурсах, посещение огромного количества мастер-классов, формирование отличной команды детей-учеников…
2 Легко ли найти подход к ученикам?
– Общение с юными танцорами строится не всегда просто, потому что каждый из них интересная яркая личность. Но они любят танцевать, а я всегда их поддерживаю. Благодаря совместным усилиям нам уже не раз удалось успешно выступить на республиканских фестивалях. Своих танцоров я развиваю сразу в нескольких направлениях: Dance hall, Hip-Hop и Jazz-funk. Но параллельно стараемся пробовать и другие направления современной хореографии.
3Каждый ли может научиться пластично двигаться под музыку?
– По моему мнению, абсолютно любой, у кого есть в первую очередь желание научиться танцевать, конечно же, научится. В этом я убедился на практике, ведь веду занятия не только у детей и подростков, но и у взрослых в группе хобби-класс. Туда приходят люди, которые раньше никогда не занимались танцами. Да, им немножко сложнее дается изучение хореографии, чем детям, потому что голова у взрослых уже забита жизненными проблемами. Однако, когда есть желание, все обязательно получится.
4Чем для вас являются танцы?
– Танец для меня давно перестал быть просто хобби. Это уже моя профессия, мой образ жизни. В танцевальном зале я провожу очень много времени, чтобы не только добиться хороших результатов от учеников, но и усовершенствовать свою технику.
5 Может ли танец раскрыть человека?
– Конечно, может. Ведь танец – это не только про отточенные движения, но и про эмоции, которые исходят от человека. Кстати, каждый талантливый танцор должен быть еще и хорошим актером, ведь зрители приходят не просто посмотреть на отшлифованные движения – им хочется увидеть эмоциональное представление.
6Есть ли у вас кумиры?
– Безусловно, у меня есть свой кумир в танцах. Это Camillo Lauricella, человек, который танцует в стиле Jazz-funk. Чем он меня зацепил? Своей харизмой, подачей хореографии, амплитудой и, конечно же, хорошей актерской игрой.
7Как «рождается» номер?
– Сделать его непросто. Да, услышав музыку, можно увидеть концепцию, но не хореографию, ведь постановка последней – очень сложный и трудоемкий процесс. Бывает так, что хореография уже придумана, но на выбранную музыку не ложится, приходится переделывать. Но сложность не только в этом. Не всегда просто принять то, что сделано. Я сейчас говорю про уже готовые номера.
Иногда возникает такая ситуация: пересматриваешь постановку и понимаешь, что она тебе совсем не нравится. В это время на помощь приходят коллеги, которые, посмотрев свежим взглядом, могут что-то подсказать или убедить в том, что проделана действительно хорошая работа.
8В вашей семье еще кто-нибудь танцует?
– К сожалению, кроме меня, в семье нет танцоров. Но я думаю, что в будущем моя еще пока маленькая дочь будет хотя бы увлекаться танцами. Но заставлять ее никто не станет, ведь каждый из малышей является личностью и имеет право на выбор увлечений. Даже родителей, которые приводят на занятия детей, я всегда прошу учитывать мнение своего ребенка.
9Есть ли среди ваших учеников те, в ком уже можно рассмотреть хореографа?
– На каждого из своих юных артистов я смотрю и с точки зрения того, чем бы они могли заниматься в будущем, пытаюсь понять, что им по душе. Просто зачастую дети приходят не просто на занятие, а поговорить со мной, поделиться переживаниями, радостными новостями. И в таких задушевных беседах ученики с удовольствием рассказывают, кем бы хотели быть. Но могу сказать однозначно, что стать профессиональными танцорами и хореографами хотят именно те дети, что живут танцами, беря пример со своих педагогов. В то время, когда я был еще ребенком, фанатов танцевального дела было гораздо больше. Мода на профессии с каждым годом меняется. Но мы стараемся прививать культуру танца и любовь к нему.
Наш 10-й вопрос мы решили адресовать не хореографу, а его юному воспитаннику. Ведь хороший педагог всегда оставляет след в сердце ученика, зачастую предопределяя его жизненный путь. Арсений Рабежко еще не может со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, какую профессию выберет в будущем, но почему сейчас его душа всецело отдана танцам, парень знает наверняка.
– Танцы – мое хобби. Танцевать я любил с самого раннего возраста. Как-то родители отдали меня на танцы в школе. Но мне там не очень понравилось. Хореограф оказался злым, да и движения были сложные для нашего возраста. И с того момента я решил: больше никогда не буду заниматься этим делом.
Но все изменилось во время празднования дня рождения моего друга. Там был аниматор, который устроил настоящий танцевальный баттл. Я очень круто зажигал! И мои родители сказали, что танцы – это все-таки мое. Сейчас для меня жизнь – это танец. Не представляю себя без него. Каждое движение, поворот делает мир ярче.
Я занимаюсь в коллективе «Alexis» уже год. Когда выхожу на сцену, всегда очень волнуюсь. Но, как только начинает играть музыка, готов показать, на что я способен. А остальным ребятам хочу сказать вот что: если ты ничем не занимаешься, присоединяйся к нашему дружному коллективу танцоров. Выбери свой стиль!
Александра КИРИНСКАЯ.
Фото из личного архива героя публикации.