Жыцце Палесся

Начал снимать TikTok на политические темы, потому что не смог молчать. Денис Шеканов из Мозыря о совести, хейте и Всебелорусском народном собрании

«Проблема в том, что проблем у нас нет»

«Привет, любимые белорусы, а особенно оппозиционно настроенные!» – так начинает большинство своих роликов в TikTok 32-летний Денис Шеканов. Он живет в Мозыре, занимается профессионально музыкой и просит не называть его блогером («просто в определенный момент я понял, что не могу молчать»). Мы пообещали этого не делать и поговорили с Денисом о совести, хейте в интернете и Всебелорусском народном собрании.

– Окей, Денис, если не блогер… Тогда кто?

– Работаю в индустрии развлечений, занимаюсь музыкой. Я творческий инженер. Этакий доктор, который исправляет музыкальные огрехи. Участвую в различных проектах, не выхожу на передний план, зачастую меня не видно. Но я – часть команды. Людям не приходится хвастаться, что они знакомы со мной в этом плане. Родом из Витебска, живу в Мозыре. Это если коротко.

– И почему вдруг TikTok да еще с роликами на политические темы? 

– Стараюсь все делать по велению сердца, как бы высокопарно это ни звучало. С TikTok та же история. Все началось в августе. Выборы. Поствыборные события. И сеть заваливает всякой чушью. Куча однобокой информации, которая не имеет ничего общего с реальностью… Молчать не хотелось, нужно было высказаться. Я всегда говорил, что никак не связан с политикой, никем не цензурируюсь. Выражаю свое мнение. Мысли обычных белорусов, на которых не подействовала замануха «невероятных» земляков.

А TikTok выбрал принципиально. Эта платформа новая, развивающаяся и самая непонятная и нестабильная. Там можно найти все – и суперсерьезные вещи, и ролики, полные идиотизма, граничащего с умственными отклонениями. Там все смешалось в кучу. Но в этом и прикол.

– Полтора месяца ты не выкладываешь новых роликов. С чем это связано? 

– Протестное движение утихло. Я успокоился. Перестал бояться за жизнь близких. Хотя, не скрою, опасения были. Угрозы поступали ежедневно. И даже сейчас неугомонные продолжают писать гадости. А в Мозыре, кстати, всегда было спокойно. Ну пару раз походили. Под окнами моими прошлись однажды, всех пересчитал… Сейчас 5–6 человек, не больше.

– Хейтят в комментариях тебя немало. Как психологически справиться?

– Послушай, если тебя оскорбляют, то это говорит о дурном воспитании. Всегда спрашиваю: с чего вдруг такая неприязнь, откуда такие слова, ребята? Удивительно, что те люди, с которыми я встречался каждый день на заправке, в магазине, мои земляки, так изменились за короткое время. Что случилось? Почему вы, не зная меня, желаете смерти мне и родителям? Вам хочется, чтобы я ходил по улице и огля­дывался? Много общаюсь с протестным электоратом, пытаюсь находить правильные слова, но не понимаю до сих пор, чего они хотят. Они кричат мне, что дважды два восемь, а я-то знаю, и ты знаешь, что будет четыре.

Столкнулись с хейтом и мои коллеги по команде проекта #ямыбацька. Нас 15 человек. Выражаю им огромную благодарность. Мы ведем группы в социальных сетях, телеграм-канал @ymbatka – и ничего не просим. За такую же работу пропагандисты противоположного лагеря получают немалые гонорары. У нас же – энтузиазм. То, что мы делаем, имеет значение.

– А если подумать: чего хотят люди, чего им не хватает?

– Да всего хватает, дело в другом. Мы просто раньше не обращали внимания на какие-то моменты, связанные с патриотическим воспитанием, присутствием на медийном поле. Очевидно, насколько Александр Григорьевич уникален как человек и политик. Нам с ним очень повезло. Никогда не думал, что буду так говорить. Даже, несмотря на то, что немало отработал в сфере искусства, видел много минусов и недостатков. Но это не его вина. Возможно, причина в излишнем доверии людям на местах. Государство выделяет немалые деньги на ту же культуру. Но мы до сих пор не научились грамотно и вкусно упаковывать продукт. Чтобы ты и тысячи других людей обратили на меня внимание, мне понадобилось всего лишь записать ролики в TikTok. Да, необходим правильный продуманный подход, мысли, но это минимум материальных затрат. Камера, телефон, умение монтировать. Все. Понимаешь, о чем я?

– В одном из роликов ты говоришь, что пытался не один раз встать на сторону бчб, но не получается. Почему? 

– Почему же не получается? Получается. На секунду. Но закрепить это в себе не выходит. Я точно понимаю, куда это ведет. Людям нужно предоставить возможность что-то делать во благо. А наши оппоненты используют белорусов ради своих корыстных целей. Возможно, во всем виновата глобальная цифровизация. Пример. Возьмем любую военную компьютерную стрелялку. Там можно поиграть за русских, американцев, немцев. И знаешь, молодым по барабану за кого. Сегодня – за русских, завтра – за американцев. А вот если предложить поиграть моему дедушке, ты понимаешь, кого бы он выбрал, там бы сомнений не возникло вообще. Да что говорить об игре, когда сейчас люди отказываются от своих друзей, как от старых обоев.

– Так откуда это «по барабану»? 

– Если бы человек понимал, что я сделаю что-то противозаконное и мне за это тут же прилетит… Не вытворял бы глупости. Свободы слова им не хватает? Ну бред. Выражай свое мнение сколько угодно. Только не нарушай закон.

– Для достижения цели все методы хороши? 

– Естественно, нет. А как же внутренний ценз, совесть?!

– Даю миллион долларов и покупаю твою совесть…

– Не выйдет. Я опасаюсь таких денег. Вопрос про то, сколько стоит моя совесть, мне в Facebook задал бывший одноклассник, с которым мы давно не общались. Не знаю, может, для кого-то и есть ценник. Я не сын миллиардера. Но у меня есть работа, семья сыта и здорова. Я счастлив. Зачем мне больше? Патологической жадностью не страдаю. Фанатею от своей работы и всем этого желаю. Больше инициативности – и все получится. Ваша жизнь не зависит от одного человека, которого вы привыкли винить в своих не­удачах.

– Денис, наверняка, ты следил за Всебелорусским народным собранием. Представим, что ты делегат. Что бы сказал, выступая за трибуной? 

– Сложно с ходу придумать речь, Николай, ты же понимаешь. Но обязательно я бы сказал в адрес всех участников: спасибо, родные, что вы есть у нас. Я доверяю тем людям, которые там были, – настоящий костяк. Это же чьи-то мамы, папы, дочери, жены, мужья, внуки. Это патриоты, которые никогда не отдадут свою страну. Несмотря на то что Александр Григорьевич ее не отдаст, так и они не позволят.

– Ну так в чем наша главная проблема сейчас? 

– Проблема в том, что у нас нет проблем. А со всеми трудностями мы справимся.

ПОДСЛУШАНО В TIKTOK

♦ Ну что, «великое большинство», вы уже побеждайте в конце концов или так нагло не врите! И перестаньте писать угрозы, гадости, оскорбления уровня обиженного пятиклассника, который, кроме ненормативной лексики, в своей жизни больше ничего не слышал.

♦ Для того чтобы что-то разрушить, как минимум стоит понимать, что нужно создавать.

♦ Вы выходите на митинги, вы поддерживаете нехтовскую забастовку, вы хотите, чтобы прямо сейчас Александр Григорьевич покинул свой пост… Этого не будет! Это данность, смиритесь!

♦ Карт-бланш на свинство вам никто не давал.

machekin@sb.by
Exit mobile version