Увлечения учащихся СШ № 16 стандартными не назовешь, ведь ребята бывают на настоящих раскопках и мечтают поучаствовать в военно-исторической реконструкции.
Многообразию интересов современных школьников можно позавидовать: они успели проявить себя практически во всех сферах деятельности, стать на одну ступень со взрослыми в многочисленных умениях, завоевать 1000 и 1 награду в творческой сфере… И это всё во внеурочное время. А что же будет, если соединить тягу к знаниям с нестандартным подходом к их получению? Об этом поговорили с учащимися.
С некоторыми ребятами из СШ № 16 мы познакомились еще месяц назад, когда писали о школьном музее. Тогда пытливость юных умов настолько ярко раскрылась, что упустить из виду этих интересных собеседников было бы преступлением. Поэтому знакомьтесь.
О юных археологах
Мария Бондарева – девушка с горящими глазами. Мария с азартом берется за то, что ее увлекает. Например, несмотря на столь юный возраст, школьница преуспела в творчестве.
Наша собеседница рассказывает, что тяга к музыкальной сфере появилась еще в 4 года. Сегодня, пройдя интересный путь в образцовом ансамбле фольклорной песни «Мазырскія весялушкі», Маша учится в Мозырской детской школе искусств № 2, играет на фортепиано и продолжает развивать свои вокальные данные. К слову, исполнительский талант ученицы заметили и школьные педагоги. «В 2019 в нашей школе проходил конкурс «Голос». Такой же, как в телевизионном шоу, с наставниками и крутящимися креслами. Мне даже удалось дойти до финала. Жаль, что сейчас из-за пандемии конкурс пока не проводится», – говорит девушка.
На вопрос об успехах в учебе Мария скромно отвечает, что она «хорошистка». Но при этом пытливый ум всегда стремится к дополнительным знаниям. Например, сейчас школьница принимает участие в дистанционном конкурсе «Познай Беларусь», где ребятам ежемесячно необходимо снимать видеоролики на заданную тему. А еще Маша пишет стихи на белорусском языке, которые с удовольствием презентует на ежегодном конкурсе «Купалаўскія чытанні».
Карина Градовик и Мария Бондарева – подруги. Поэтому совсем не удивительно, что в своих увлечениях девушки похожи. Карина – натура творческая, влюбленная в музыку с раннего детства. Причем школьница уверена, что на выбор такого хобби повлияла не столько мама, преподающая в школе искусств, сколько случай. «Когда мне было 5 лет, в преддверии 23 февраля мы с мамой пошли на концерт. И там я просто не могла оторвать взгляд от девочки в военной форме, которая играла на фортепиано. В тот же день сказала маме, что хочу так же». С этого момента девушка и начала серьезно заниматься музыкой сначала в образцовой вокальной студии «Звездная страна», а затем поступив в ДШИ № 2 и став участницей вокальной студии «Позитив».
Сегодня, помимо увлечения музыкой, девушек объединяет еще один интерес – участие в настоящих археологических раскопках, о которых они могут рассказывать часами.
Школьницы вспоминают, что впервые попробовать себя в роли юных исследователей им посчастливилось еще пару лет назад, когда учитель истории Владимир Гимбут предложил ребятам поучаствовать в сборе подъемного материала на поселении в д. Боровики. «Это были непередаваемые эмоции. Особенно, когда находишь кусочек керамического изделия с рисунком. Сразу бежали к учителю спрашивать, что это могло быть и с какого времени здесь лежит», – с неподдельной радостью делятся впечатлениями наши собеседницы. Владимир Викторович поясняет, что для «сбора керамики» не нужны инструменты, да и особых поисковых навыков не требуется, главное – интерес, тогда процесс действительно увлекает.
Правда, школьники оказались настолько любознательными, что учитель, не скупясь, делится с ними своими знаниями. Например, девушки уже умеют различать способ изготовления найденных изделий по рисункам на них. Кстати, первый археологический выход сразу же стал для школьников знаковым: в руках искателей оказались артефакты, датируемые ІІІ-ІІ тыс. до н. э. и началом советской эпохи. Стоит отметить, что с не меньшим энтузиазмом юные археологи почистили найденную керамику, вместе с наставником подготовили по ней работу для международной конференции, защитили ее в Минке, вернувшись домой с дипломом ІІІ степени. За пару лет наши собеседницы успели два раза поучаствовать в сборе подъемного материала и один раз «покопать». К слову, раскопки тоже оказались удачными: школьницы смогли увидеть настоящий кремниевый нож, обработанный специальным способом.
Когда Карина и Мария рассказывают о своем столь необычном увлечении, у них загораются глаза. Музыка в колонке, хор из голосов одноклассников, разговоры у костра, купание в реке… Все это неотъемлемая часть любой археологической экспедиции. Поэтому девушки с нетерпением ждут наступления весны и открытия сезона раскопок.
О тяге к истории
С Егором Багинским мы уже знакомы. Школьник всегда с удовольствием принимает участие во всех мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Через это страшное время прошел его прадед, на которого парень, к слову, очень похож. Поэтому совсем не удивительно, что и интересы у Егора вполне мужские. Уже несколько лет наш собеседник увлекается пулевой стрельбой, мечтая попасть на настоящие соревнования. Три года парень усердно занимался каратэ. А сегодня увлекся военно-исторической реконструкцией.
На воспроизведении военных событий успел побывать и Влад Якуш. У товарища Егора тоже отнюдь не детское увлечение: парень настолько любит машины, что уже успел посмотреть не один десяток обучающих видео по их ремонту, а также стать постоянным помощником у папы в гараже, мечтая в будущем открыть свое СТО. А еще Влад с удовольствием посещает занятия в ДШИ № 2 по игре на баяне. Владимир Гимбут делится секретом: они с учеником лелеют мечту вместе сыграть на баяне «Возвращение славянки», осуществить которую планируют уже 9 Мая.
Егору и Владу посчастливилось побывать на военно-исторической реконструкции, посвященной героической обороне Мозырского укреп-
района, проходившей в г. Лоев. Правда тогда в силу возраста ребятам довелось быть в числе зрителей.
Но уже 20 февраля Владимир Викторович обещает взять своих учеников на реконструкцию, которая пройдет в д. Романовка, в качестве участников. Егору учитель прочит образ партизана, Владу – баяниста, который песней у костра может поддержать боевой дух даже в самой сложной ситуации.
Егор Матвиенко – еще один учащийся СШ № 16, чей взор направлен в сторону истории. Причем отнюдь не книжной, а той, к которой можно прикоснуться. Парень всегда с радостью откликается на любые предложения «побыть в роли исследователя». Например, не так давно в преддверии автопробега, посвященного 75-й годовщине Великой Победы, Егор оказался в числе тех, кто составлял маршрут экскурсионной группе. Вооружившись картами местности, вместе со старшими товарищами школьник побывал на всех дотах, ставших остановками участников автопробега. Впечатления у парня остались яркие, ведь он не просто побывал в местах исторически значимых событий, а по-настоящему исследовал доты, смело пробираясь среди развалин. Но самое яркое воспоминание Егора – обнаружение окопа, рядом с которым еще видны два кратера от авиационных бомб.
P. S. Среди учеников Владимира Гимбута еще много увлеченных ребят. Их пытливый ум то и дело требует новых знаний, но не только тех, которые можно выудить из школьных учебников, а тех, что приобретаются через опыт, ощущения, эмоции.
Александра КИРИНСКАЯ. Фото автора
и из личного архива
Владимира Гимбута.