Первый шаг на пути к овладению строительными специальностями юные мозыряне делают в УО «Мозырский государственный профессиональный лицей строителей».
…Нередко в школах можно услышать аргумент: «Зачем этому ученику ваша история (география, иностранный язык, литература и т. д.)?! Он на стройке будет кирпичи класть и деньги зарабатывать!». Может, и в самом деле будущему каменщику, монтажнику, отделочнику необязательно знать обособление причастий, исторические даты, творчество Максима Богдановича и другой материал общеобразовательной средней школы? Да и самим преподавателям школьных дисциплин для будущих строителей можно работать не напрягаясь, поскольку их предметы вроде как не самые важные?
Своим мнением по этим и другим вопросам делятся преподаватели мозырского лицея строителей.
Вначале было слово…
Шевченко Надежда Николаевна, преподаватель иностранных языков:
– Конечно, на первых порах у наших первокурсников проявляется убеждение, что иностранные языки им не очень-то и нужны, но потом они быстро включаются в учебную работу, тем более что она не отличается от школьной: ведется научно-исследовательская деятельность, готовятся доклады, наши учащиеся наравне со школьниками участвуют в предметных олимпиадах, хотя часов на иностранные языки у нас почти в три раза меньше, чем в школе. И при этом получается вполне достойно выглядеть.
Мы зачастую работаем с теми ребятами, с кем недоработала школа, исправляя чужие ошибки: приходят с заниженной самооценкой, уверенные, что ничего путного, кроме как «кирпичи таскать», из них не получится. Но у нас в лицее дети получают шанс начать жизнь с чистого листа, потому что уже не тянет «прежних ошибок груз», и здесь он не хуже всех, а для начала такой же, как все. В итоге ребята раскрываются с самых разных лучших сторон: когда на дни профориентации в лицее приходят из школ и видят своих бывших учеников – поющих, танцующих, умело управляющихся с инструментами, – то для многих учителей это шок. Причем положительный.
Приходит понимание, что знание языков – это уже норма не только для обладателей высшего образования, но и практически для каждого человека. Обычное дело, когда для монтажа оборудования на мозырские предприятия приезжают иностранные специалисты, и с ними надо вести профессиональный диалог уже без посредников-переводчиков. Знание иностранного языка – это ключ к новым данным, значительное расширение своих возможностей.
Кроме того, иностранный язык – это не только грамматика, лексика, произношение. На этих уроках ребята учатся общаться друг с другом, усваивают, как установить контакт для полноценной беседы, а это еще и ключ к умению налаживать сотрудничество в любом коллективе и с любыми партнерами…
Обсуждать, думать, понимать
Куксик Ирина Павловна, преподаватель истории:
– Современный специалист – это непременно сознательный гражданин своей страны, а для этого необходимо всестороннее развитие, в том числе знать историю, ее уроки, чтобы, оценивая текущую ситуацию в любой стране, уметь сделать правильные выводы. Как и мои коллеги, мы занимаемся научно-исследовательской работой. Одна из важных целей – не просто набрать определенные факты и утверждения, но именно научить работать с информацией, критически ее оценивать, сопоставлять различные точки зрения. Занятия стараемся строить так, чтобы ребята высказывали свое мнение и учились аргументированно его отстаивать. Современный строитель – это не просто набор полезных функций, но думающий и постоянно работающий над повышением своего профессионального и культурного уровня человек. А для этого необходимо знание не только производственных дисциплин, но и предметы гуманитарного цикла.
Есть известное понятие – культура производства, которая определяет уровень развития конкретного предприятия. Убеждена, что культура производства идет от внутренней культуры человека, начиная с элементарных вещей. И ее становлению и развитию способствует не только родительское воспитание, но и уроки истории, литературы, впрочем, все школьные дисциплины. Они учат думать, размышлять, грамотно, доступно, толково излагать свои мысли, уметь выделять главное, составлять план действий и многое другое, что необходимо как простому рабочему, так и руководителю. Знания лишними не бывают.
Мы – беларускія будаўнікі!
Рагуліна Таццяна Васільеўна, выкладчык беларускай мовы і літаратуры:
– У ліцэі будаўнікоў працую са жніўня 1992 года, выпусціла не адну групу. Калі пачынала, па маім прадмеце былі нават экзамены: 31 білет па тры пытанні, трэцяе пытанне – вершы. Трэба сказаць, што, хоць да навучэнцаў тады яшчэ ПТВ прынята ставіцца з прадузятасцю, вершы дзеці вучылі з задавальненнем!
Вельмі шкада, што з кожным годам памяншаюцца гадзіны нашай роднай мовы і літаратуры. Гэта вельмі вялікі мінус, таму што родную мову сваёй краіны мы павінны ведаць, паважаць, нездарма Францішак Багушэвіч, заснавальнік беларускай літаратуры, сказаў: «Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмерлі! Пакуль жыве мова, жыве наш народ!». Нягледзячы на тое, што гадзін мала, хлопцы і дзяўчаты імкнуцца вучыцца, але за такі кароткі перыяд выправіць хібы, якія ідуць яшчэ з сярэдняй школы, вельмі і вельмі складана. Але мы стараемся і рукі не апускаем: усе рэспубліканскія конкурсы і акцыі, якія праводзяцца ў школе, распаўсюджваюцца і на нашу ўстанову адукацыі, таму навучэнцы сапраўды гэтак жа пішуць навукова-даследчыя работы, удзельнічаюць у алімпіядах па школьных прадметах як у ліцэі, так і ў раёне. Прычым паказваюць цалкам прыстойныя вынікі.
Не сумняваюся, што будучы будаўнік павінен ведаць родную мову, родную літаратуру і шырэй – беларускую культуру. Будаўнікі працуюць не дома, а там, дзе ёсць аб’екты. Ужо ў наш час мазырскія спецыялісты прадэманстравалі сваё майстэрства ў Расіі, Туркменістане, Венесуэле, і за мяжой яны прадстаўляюць не толькі сябе, але і сваю краіну – Беларусь. І, каб заслужыць не толькі прафесійную, але і чалавечую павагу, гэта трэба рабіць прыгожа, паказваючы, што ты годны грамадзянін сваёй краіны, ведаеш і ганарышся яе гісторыяй і культурай, можаш расказаць пра традыцыі свайго народа. І вучаць гэтаму на ўроках роднай мовы.
Наш лицей – путевка в жизнь
Побелустик Вероника Борисовна, преподаватель математики:
– Надо признать, что мне немного проще, чем моим коллегам, преподающим гуманитарные дисциплины, потому что и без пафоса про «царицу всех наук» очевидно, что без математики на стройке делать нечего даже подсобному рабочему. Поэтому понимание, что учить математику необходимо, приходит очень быстро. Тем более что для многих наших выпускников учеба не заканчивается: после лицея строителей они поступают в профильные колледжи и вузы, а для этого обязательно показать хорошие знания главной науки. Особо отметим, что многие наши выпускники, которые в средней общеобразовательной школе зачастую были в тени в плане учебы, от нас уходят с красными дипломами, получив и необходимые знания, и полезную профессию. Значит, мы, педагоги, сработали качественно и продуктивно.
В этом году из-за демографических сложностей мы будем набирать школьников на основе только общего базового образования (после 9-и классов). По-своему это даже хорошо: больше времени можно посвятить освоению профессионального мастерства и нашим учебным предметам.
Так что летом ждем у себя всех желающих стать монтажниками технологического оборудования и связанных с ним конструкций, монтажниками строительных конструкций, электрогазосварщиками, облицовщиками-плиточниками, штукатурами, каменщиками, резчиками заготовок и изделий из пластмассы, станочниками, плотниками. Мы готовы учить всех!
…От себя добавим: важным и нужным профессиям будущих строителей будут учить опытные и квалифицированные мастера производственного обучения, и раскрыть свои способности помогут влюбленные в свое дело педагоги!
Дмитрий КУЛИК,
фото автора.