В мемориальном комплексе «Озаричи» состоялся митинг-реквием памяти невинных жертв узников лагеря смерти, прошла лития по погибшим.
В своем выступлении на памятном мероприятии председатель Гомельского областного исполнительного комитета Геннадий Михайлович Соловей привел такие цифры:«1126 деревень в Гомельской области повторили трагедию Хатыни. Почти половина Гомельщины покрыты лесами, и при этом на каждые 8 квадратных километров приходится одно воинское захоронение, памятник, мемориал, где покоится более 200 тысяч погибших…»
История концлагеря «Озаричи» – одно из самых гнусных злодеяний нацистов, совершенных в годы войны на белорусскойземле. На оккупированной территории неподалеку от деревень Озаричи, Подосинник и Дерть нынешнего Калинковичского района нацисты организовали три лагеря смерти, вошедших в историю Великой Отечественной войны под общим названием «Озаричский лагерь смерти».
Сюда были доставлены не менее 50 тысяч человек из Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также из некоторых регионов России. По воспоминаниям одного из узников, «когда люди заходили в лагерь, многие вздыхали с облегчением. Все настолько устали, а здесь поняли, что все, больше идти никуда не нужно. Помню, как со всех сторон слышался треск ломающихся веток, люди стелили ветки и тут же падали на них. Что из себя представлял лагерь? Это территория, на которой не было никаких построек, заболоченное мелколесье. Все окружено забором в 5 или 6 рядов колючей проволоки. По углам вышки с часовыми. …костры палить не разрешалось, рубить ветки деревьев тоже, хотя топоров у нас все равно не было.
Попав в лагерь, люди старались найти место повыше и посуше, но это было сложно. Голод был страшный. Хлеб за время нашего там пребывания привезли только один раз. Называется он эрзац, горький, сделан, как позже выяснилось, из березовых опилок и овсяной муки. К ограждению подъезжал грузовой автомобиль, и немцы из кузова бросали этот хлеб нам: кто мог — схватил, кто — нет. Воду пили из проталин, здесь же кругом лежали трупы умерших людей…»
Можно долго перечислять ужасные детали этого концлагеря, поэтому лучше процитируем Н.В.Гоголя:«Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса». Вот только они были порождение не «тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов…, не чуя человечества», а произошли по историческим меркам совсем недавно, в наш просвещенный век в цивилизованной Европе.
Согласно дьявольски изуверскому плану оккупантов в лагерь свозили больных сыпным тифом, чтобы распространить страшную болезнь не только среди местного населения, но и среди бойцов Красной армии, вызвав настоящую эпидемию в наступающих советских войсках.
Утром 19 марта на территории концлагеря «Озаричи» появились первые воины Красной армии. Солдаты 65-й армии под командованием генерала-лейтенанта Батова Павла Ивановича 1-го Белорусского фронта освободили измученных узников. На протяжении нескольких дней красноармейцы выводили выживших по узким разминированным проходам. Полуживых людей спасали в наспех организованных лазаретах за пределами лагерей. За 10 дней существования Озаричского концлагеря в нем погибли не менее 20 тысяч мужчин, женщин и детей. В течение первых дней из Озаричских лагерей было освобождено 34 110 человек, из них — 15 960 детей в возрасте до 13 лет, в том числе — 517 сирот, 13 072 женщины и 4 448 стариков. Среди спасённых были и грудные дети. Более трехсот человек из числа освобождённых узников имели пулевые и осколочные ранения.
Более пятидесяти воинов 65-й армии, принимавших участие в освобождении тифозных больных, заразились и умерли. Из 3 тысяч человек личного состава, что привлекались к оказанию медицинской помощи и проведению противоэпидемических мероприятий среди населения, около 8%, несмотря на предупредительные меры, заразились и переболели сыпным тифом.
О страшных днях фашистского плена рассказывают в местном краеведческом музее в центре городского поселка Озаричи. За годы существования его посетили гости из многих республик бывших советских республик, а также Германии, Италии, Великобритании, Ирландии, Израиля, США, Японии.
Фактам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны должна быть дана системная правовая оценка. Об этом заявил сегодня журналистам генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя прозвучавшую накануне на совещании у Президента информацию, что Генпрокуратура планирует возбудить уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в Великую Отечественную войну.
«Чужого горя не бывает…» — напомнил слова поэта Константина Симонова руководитель Гомельской области Геннадий Соловей. Наш долг – помнить, какою ценой завоевано мирное небо, свобода и независимость Беларуси.
Дмитрий КУЛИК.
Фото © Правда Гомель.