Где-то в конце апреля – начале мая теплый вечерний воздух наполняется ровным тяжелым гудением. Это летают майские хрущи – довольно крупные, длиной с обыкновенную булавку, коренастые жуки с широким выпуклым телом. На груди у них хорошо заметны густые и длинные волоски дымчатого цвета.
Коротким пушком, словно бархатом, покрыта и спинка насекомых. Надкрылья у жуков коричнево-бурые, голова и спинка – почти черные, а брюшко с обеих сторон расписано крупными белыми треугольничками. Кроме того, последний членик тела вытянут в зубовидный отросток: у самца он длиннее, у самки – короче.
Отгуляв положенные две декады, самка приступает к выполнению основной своей задачи: к откладке яиц. А это весьма трудоемкое занятие. Как-никак, а ей, чтобы создать будущему потомству благоприятные условия для развития, приходится зарываться в почву на глубину до полуметра. Рядом с нежными корешками растений она откладывает примерно десять кучек яиц, каждое размером с семечко льна. Завершив эту тяжелую работу, самка на поверхность уже не возвращается, а в земле и умирает.
Чуть больше месяца яйца созревают, а затем из них вылупливаются мелкие грязно-желтые гусеницы. Три года они будут кормиться корешками трав, пока не вырастут в червей размером с указательный палец. Затем личинка превратится в куколку, чтобы спустя тридцать-сорок дней выбраться из-под земли крылатым красавцем в шикарном костюме кофейного цвета.
Но этот франт с пышными усами, в гороховом фраке и белом пикейном жилете не так уж безобиден, как может показаться. Более ста лет тому назад во Франции даже был создан Союз по уничтожению майских жуков, так как вред, причиняемый им сельскому хозяйству, исчислялся миллионами франков в год. Ведь майские жуки объедают листья на деревьях не хуже прожорливой саранчи, а их личинки повреждают корешки молодых всходов.
Однако майский хрущ – это не только крылатый вредитель, но и до сих пор до конца не разгаданная тайна. Дело в том, что по всем законам аэродинамики этот жук не должен летать. Его масса около одного грамма, а чтобы подняться в воздух, коэффициент его подъемной силы должен составлять две или три единицы. На самом же деле он меньше единицы, в то время как у лучших самолетов этот коэффициент колеблется от одной до полутора единиц. То есть, как это ни удивительно, несовершенное крыло майского жука оказалось во многом эффективнее крыла самолета.
Чтобы разобраться с этой загадкой, при Нью-Йоркском университете была даже создана специальная лаборатория по изучению этого феномена. Но проблема и на сегодняшний момент окончательно не решена. Правда, удалось узнать, что перед полетом жук надувает брюшко и превращается в гибрид вертолета с дирижаблем. Но и это не объясняет его тайну.
Анатолий Бернацкий, биолог.