Дошкольное воспитание – это фундамент, на котором строится личность ребенка. Так считают педагоги, в чьих заботливых руках самое ценное – хрупкий мир малыша. Не секрет, что именно детсадовский период является тем временем, когда ребенок познает окружающую действительность, когда раскрываются таланты, формируется духовность. Совсем скоро подросшие дошколята покинут стены родной альма-матер, а педагоги окутают заботой других маленьких мозырян.
О том, как дошкольным учреждениям района удается бережно наполнить сосуд детского восприятия необходимыми для жизни знаниями и навыками, расскажем в нашем материале.
Немного статистики
Как рассказали в отделе образования Мозырского райисполкома, сегодня в районе функционирует 43 учреждения дошкольного образования (28 городских и 15 сельских), из них – 2 дошкольных центра развития ребенка, 3 санаторных и 2 специальных (для детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи). В 2020/2021 учебном году 6243 ребенка являются воспитанниками детских садов. Образовательный процесс осуществляют 764 воспитателя дошкольного образования, 72 руководителя физического воспитания, 68 музыкальных руководителей, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели персонального сопровождения.
Важным направлением в работе дошкольных учреждений образования является сохранение здоровья малышей, а также развитие их физических возможностей. Поэтому в 12 учреждениях района есть бассейны. Особая роль отводится творческому процессу воспитания: ежегодно дошкольники вместе с родителями принимают участие в традиционных конкурсах «Безопасное детство», «Я – исследователь», фестивале детского творчества «Как прекрасен этот мир».
Особая гордость мозырских педагогов – покорение новых профессиональных вершин, к которым из года в год коллективы единомышленников идут, используя в работе авторские зарубежные и отечественные технологии. Сегодня на базе учреждений дошкольного образования реализуются 6 экспериментальных и 7 инновационных проектов. Например, в ГУО «Ясли-сад № 40 г. Мозыря» ребят совместно с Парком высоких технологий обучают алгоритмической грамотности. А в ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района» расскажут все о бережливости. Коллектив ГУО «Ясли-сад № 9 г. Мозыря» внедряет методику формирования основ экономической культуры.
Обучая, помогать
ГУО «Специальный ясли-сад № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря» – одно из тех учреждений образования, в котором педагоги стали для ребятишек не только проводниками в мир осознанности, но и в мир, который можно увидеть. «Здесь своя вселенная», – так отзываются о детском саде родители. И это неудивительно, потому что в стенах учреждения юным мозырянам с нарушениями зрения помогают социализироваться, обращая внимание на возрастные и индивидуальные возможности, а также способности и потребности малышей.
«Здесь нет случайных людей, только проверенные годами, с немалым запасом опыта профессионалы. Слаженная работа медико-педагогического коллектива из 44 специалистов позволяет сделать каждый день пребывания воспитанников в стенах специального дошкольного учреждения полезным и познавательным», – рассказывает о работе своего учреждения заведующий Людмила Владимировна Ковшарова.
Для реализации поставленной перед коллективом задачи – лечить и развивать малышей – в детском саду созданы все условия, развивающиеся и совершенствующиеся год от года.
Оборудован лечебно-диагностический кабинет, который оснащен медицинской и современной компьютерной техникой. Диагностическая и лечебно-восстановительная работа осуществляется с помощью новейших компьютерных программ и персональных компьютеров. «За правильность постановки диагноза и назначение лечения отвечает опытный врач-офтальмолог Любовь Савенко, которая проводит комплексное обследование зрительных функций каждого ребенка. Квалифицированные медицинские сестры Наталья Бурак и Валентина Шишлова осуществляют назначенное лечение», – знакомит нас с одними из самых важных в специальном учреждении людей Людмила Владимировна.
Еще одно место оздоровления – бассейн, где в ходе водной терапии дети учатся плавать, получая при этом заряд положительных эмоций. Также на базе учреждения функционирует спортивный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, всем необходимым укомплектованы и кабинеты учителей-дефектологов. Но главное, по словам заведующего, что здесь стремятся найти особый подход к каждому, создать условия для индивидуального роста ребенка и дать возможность детям с нарушениями зрения почувствовать себя такими же, как их здоровые сверстники. Помимо получения основного образования, у воспитанников есть возможность посещать дополнительные образовательные услуги на платной основе. Малыши могут заняться детским фитнесом, техническим конструированием и декоративно-прикладным искусством.
Результат работы педагогического коллектива налицо: учреждение неоднократно становилось победителем районных и областных конкурсов на лучшую организацию работы среди учреждений дошкольного образования городской местности, а педагогические работники Елена Шевчук и Марина Филипчик – победителями республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании». А позитивные данные ежегодного обследования воспитанников – главное подтверждение эффективности проводимой работы.
На страже детского здоровья
ГУО «Санаторный ясли-сад № 38 г. Мозыря» является еще одним особенным дошкольным учреждением, главная цель которого восстановить и помочь сохранить здоровье маленьких мозырян. Детство – важнейший период человеческой жизни, считают в яслях-саде; имеет огромное значение при этом то, как прошли детские годы, кто вел ребенка за руку, что вошло в его разум и сердце.
«В нашем учреждении дарят детям тепло и ласку, временно заменяют маму, делают всё, чтобы дети развивались и росли здоровыми. Сегодня у нас созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей, – говорит заведующий Светлана Дмитриевна Ващилова. – Именно формирование здоровья в дошкольном возрасте – одна из наших основных задач. Физкультурно-оздоровительная работа в саде направлена на развитие физических качеств, двигательной активности и строится с учетом физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья.
Воспитанники могут удовлетворить свою потребность в движении через физкультминутки, пальчиковые игры, динамические перерывы между занятиями, подвижные игры на прогулке. Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, упражнениям по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки, воспитанию привычки к регулярным занятиям физкультурой». Одним из важных моментов работы является проведение мероприятий, направленных на долечивание воспитанников после болезни и включающих физиопроцедуры, теплопроцедуры, массаж, ЛФК.
Особенные в саде и занятия в группах, ведь подход – индивидуальный. А это значит, что педагоги стремятся сделать всё, чтобы любому ребенку было весело, интересно и комфортно в стенах родного сада: проводятся тематические утренники, музыкальные развлечения, спортивные праздники и досуги, дети посещают бассейн. Также наряду с основным образованием каждый ребенок может получить и дополнительные образовательные услуги на платной основе («Хореография», «Декоративно-прикладное искусство», «Детский фитнес»), которые развивают спортивно-танцевальные и творческие способности малышей.
«Самое главное, чтобы детям было хорошо в детском саде, чтобы утром они спешили сюда, а вечером ждали маму с желанием рассказать ей о своих успехах. И очень важно, чтобы рядом с ними были воспитатели-профессионалы. Мои коллеги – отличные специалисты, потому что они трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие душой за свое дело, любящие детей люди», – отмечает Светлана Дмитриевна.
Взращивать тепло и любовь
«Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим». Под таким девизом трудится педагогический коллектив ГУО «Ясли-сад № 34 г. Мозыря» («Верасок»), которым руководит Надежда Валентиновна Жихарева.
«В нашем коллективе работают 75 единомышленников, из них – 33 творческих педагога, которые всегда готовы к новым свершениям», – рассказывает Надежда Валентиновна. И примечательно, что из года в год специалисты учреждения покоряют всё новые вершины.
Например, более 20-ти лет ясли-сад для развития творческих способностей и логического мышления детей дошкольного возраста использует в своей работе ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологию. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. «Творчество во всем!» – говорят педагоги, изобретая и творя вместе с воспитанниками. «Нашими педагогами создан игровой модуль «ТРИЗ-кубики». Данное игровое пособие включает в себя 21 игру на познавательное развитие детей дошкольного возраста, которое помогает воплотить в жизнь наш девиз: «Развиваемся, играя!»», – поясняет руководитель.
Однако направлений деятельности у яслей-сада много: патриотическое воспитание, профориентация, укрепление основ здорового образа жизни посредством проведения культурно-массовых мероприятий, работа с родителями по повышению имиджа семьи, формирование уважения к культуре и традициям белорусов, бережное отношение к природе родного края. Причем для такой плодотворной работы в учреждении созданы все условия: здесь есть музыкально-физкультурный зал, оснащенные кабинеты специалистов, методический кабинет, пункт коррекционно-педагогической помощи. Созданы условия для оказания образовательных услуг на платной основе («Хореография», «Детский фитнес», «Декоративно-прикладное искусство»), позволяющие малышам проявить свои творческие способности на различных мероприятиях и выставках.
Есть у педагогов учреждения и особенные проекты. Например, многолетнее сотрудничество с ОАО «Мозырьсоль» позволило создать творческий продукт «Ярмарка соли». «Из соли наши креативные педагоги, дети и их родители изготавливают просто шедевры: картины из цветной соли, поделки и картины из соленого теста, «насыпушки» и игрушки-«искалки» из цветной соли», – делится результатами плодотворного труда Надежда Жихарева.
Рассказывая о своем детище, руководитель отмечает, что несмотря на большое количество дошкольных учреждений в районе, их ясли-сад «Верасок» отличает огромная любовь ко всему неординарному и необычному. А главное, за счет чего проводимая работа дает хороший результат, – здесь трудятся в триаде: ребенок–педагог–родитель.
Александра КИРИНСКАЯ.