Технолого-биологический факультет Мозырского педуниверситета: синтез творчества и науки

312

Технолого-биологический факультет Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина был образован в 2015 году в результате объединения факультета технологии и биологического факультета.

Традиции и инновации

Однако традиции подготовки педагогов по этим направлениям были заложены гораздо раньше: для обучения по специальности «Биология» с дополнительной специализацией «Охраны природы» создано отделение «Биология и охрана природы» в 2003 году, а подготовка учителей технического труда имеет более чем полувековую историю и осуществляется с 1969 года.

В настоящее время факультет ведет подготовку специалистов по двум специальностям технологического профиля и двум специальностям биолого-химического направления. Все они базируются в двух просторных учебных корпусах, аудитории и лаборатории которых оснащены современным мультимедийным и специализированным учебным оборудованием.

– Обучение по специальностям «Биология и химия» и «Биология (научно-педагогическая деятельность)» позволяет выпускникам получить квалификацию преподавателя биологии и химии и, как показывают результаты государственного распределения, быть востребованными у работодателей Гомельской, Минской, Брестской областей, – рассказывает декан технолого-биологического факультет Елена Владимировна Тихонова. – Специальность «Биология (научно-педагогическая деятельность)», помимо вышесказанного, имеет научную составляющую, а дополнительно получаемая квалификация «биолог» позволяет выпускникам заниматься не только педагогической, но и научно-исследовательской и производственной деятельностью в организациях и на предприятиях различных отраслей промышленности.

Значительную долю учебного процесса по специальностям «Биология и химия» и «Биология (научно-педагогическая деятельность)» занимают лабораторные и практические занятия, что вызывает неподдельный интерес студентов и значительно активизирует их учебную работу. Особую заинтересованность, по словам декана, будущие биологи и химики проявляют к выполнению и анализу химических реакций, изучению представителей флоры и фауны Республики Беларусь, проведению антропометрических исследований.

– Студенты имеют возможность погрузиться в научно-исследовательскую деятельность, освоить методику проведения экспериментальных исследований, – говорит Елена Владимировна. – Причем особо благоприятные условия сложились для сбора экспериментальных данных и выполнения научных исследований в сфере биологических наук, поскольку университет расположен в условиях уникального природного рельефа, сочетающего низинные и возвышенные участки, а также разнообразия природных ассоциаций: лесных, луговых, болотных формаций. Достаточно близко от города располагаются особо охраняемые территории, вызывающие повышенный интерес и предоставляющие широкие возможности для научной работы молодых исследователей: Республиканские ландшафтные заказники «Мозырские овраги» и «Стрельский», Полесский радиационно-экологический заповедник, Национальный парк «Припятский».

Особенности подготовки

В ходе профессиональной подготовки по специальностям биологического направления студенты имеют возможность расширять свой профессиональный кругозор и приобретать профессионально значимые компетенции, занимаясь в научных кружках, научных лабораториях, участвуя в образовательных и научных форумах, конференциях и семинарах.

В области подготовки учителей технического и обслуживающего труда технолого-биологический факультет МГПУ им. И. П.
Шамякина является признанным лидером в Республике Беларусь. Именно он определен ведущим для разработки нормативной и учебно-планирующей документации по специальностям, ориентированным на подготовку учителей трудового обучения: образовательных стандартов высшего образования, типовых учебных планов, типовых учебных программ по дисциплинам специальностей.

– Только у нас готовят специалистов указанных специальностей в заочной форме, а также открыта переподготовка специалистов по этому профилю, – отметила декан факультета.

Получение квалификации «преподаватель» по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» и «Технический труд и предпринимательство» позволяет выпускникам работать в системе общего среднего, среднего специального и дополнительного образования. Потребность в специалистах данного профиля значительно превышает количество выпускников, что позволяет им выбрать наиболее интересное и привлекательное первое рабочее место.

Студенты специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» в ходе профессиональной подготовки изучают технологию швейного производства с получением рабочей профессии «Швея 3 разряда», осваивают технологию приготовления различных закусок, блюд, напитков, изготовление и оформление кондитерских изделий. Большой курс декоративно-прикладного искусства позволяет приобрести знания и умения в различных видах ручных ремесел. В области художественной подготовки за период обучения будущие педагоги осваивают методику графических и живописных изображений, а также основы скульптуры, батик и другие виды изобразительного искусства.

Как показывает анализ результатов подготовки, а также отзывы самих выпускников, эти знания и умения не только востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности, но и весьма полезны в повседневной жизни.

Студенты, обучающиеся по специальности «Технический труд и предпринимательство», изучают технологию ручной и механической обработки древесины и металла, на основе чего перед ними открываются широкие возможности для технического творчества и художественной обработки материалов. В результате этого из рук юных мастеров выходят разнообразные изделия сувенирного характера, а большую помощь в их реализации в дальнейшем могут оказать знания, полученные при изучении основ предпринимательской деятельности.

На технолого-биологическом факультете создана и постоянно совершенствуется учебно-материальная база, соответствующая требованиям образовательных стандартов по специальностям технологического профиля.

Причем специализированные лаборатории оснащены современным технологическим оборудованием: станки для обработки древесины и металла, современные швейные машины и утюжильное оборудование, разнообразные бытовые приборы для приготовления пищи. Обучение в таких условиях позволяет не только сформировать высококлассных специалистов-педагогов, но и вооружить их практическими умениями, значимыми для повседневной жизни, позволяющими формировать гармоничную среду для труда и отдыха, изготавливать высокоэстетичные изделия в различных техниках прикладного искусства, а освоение основ предпринимательской деятельности превращает это ремесло в руках выпускников в весьма перспективное дело в будущем.

Елена Владимировна отмечает, что на факультете уделяется особое внимание развитию творческих способностей студентов:

– Результаты работы в этом направлении проявляются в многочисленных достижениях студентов: результативное участие и дипломы в многочисленных международных творческих конкурсах («Очарование весны», Чебоксары, 2020 и 2021 гг.; «Страна мастеров», Стерлитамак, 2020; «Территория стиля», Чебоксары, 2021 и другие), демонстрация своих творческих работ и высокая их оценка, подтвержденная дипломами, в крупнейших республиканских конкурсах и проектах («Арт-
академия», «Грани творчества», «Мельница моды» и другие). Творческие работы студентов регулярно демонстрируются на многочисленных выставках как в университете, так и за его пределами.

Вступительная кампания

Характеризуя особенности приемной кампании 2021 года, декан технолого-биологического факультета остановилась на нескольких фактах.

Во-первых, для абитуриентов по специальностям «Биология (научно-педагогическая деятельность)» и «Биология и химия» проводится общий конкурс, что позволяет им максимально использовать возможности поступления на технолого-биологический факультет. Прием будет осуществляться только для обучения в дневной форме. Проходной балл приемной кампании прошлого года по сумме трех сертификатов и среднего балла документа о среднем образовании составил 226 баллов.

Особенностью приемной кампании по специальностям «Обслуживающий труд и изобразительное искусство», «Технический труд и предпринимательство» является тот факт, что при поступлении на данные специальности абитуриенты предоставляют только 2 сертификата. Третьим вступительным испытанием является внутренний экзамен «Творчество» в университете по рисунку или черчению (на выбор), оцениваемый в 10-балльной системе с переводом в 100-балльную шкалу. Для подготовки в период вступительной кампании организованы краткосрочные курсы по дисциплинам вступительных испытаний. Проходной балл приемной кампании прошлого года по сумме двух сертификатов, оценки за экзамен «Творчество» и среднего балла документа о среднем образовании составил 192 балла по специальности «Технический труд и предпринимательство» и 185 баллов по специальности «Обслуживающий труд и предпринимательство». По специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» прием будет осуществляться как в дневной, так и в заочной формах.

Во-вторых, данные специальности внесены в перечень специальностей, востребованных экономикой. Поэтому возможно поступление без вступительных испытаний для следующих категорий: победители предметной олимпиады по трудовому обучению (областной этап, дипломы I, II, III степеней) – в год проведения олимпиады; выпускники профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, получившие диплом с отличием (поступавшие на основе базового образования, 9 классов) – без срока давности.

Технолого-биологический факультет ждет своих абитуриентов и готов обеспечить им квалифицированную подготовку по востребованным специальностям, внимательное отношение преподавателей к студентам, дружественную обстановку в коллективе факультета.

Подготовила Ольга ЛАСУТА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: