В природе почти все, что растет и цветет, — кладовая витаминов, минералов. С давних времен у восточных славян наравне с соками, квасом, напитками на меду были популярны чаи и настои на лекарственных травах. Как и к умению шить, прясть, так с малолетства девочек приучали еще и распознавать, применять лекарственные травы. Каждая женщина должна была уметь оказать помощь своим «сямейнiкам», пишет СБ.
По преданиям, многие растения имеют душу, как и люди, являются носителями женского и мужского начала.
Об их происхождении бытуют мифы. Например, о фиалке, что зовется в народе «браткi». Этим цветком-двухколором стали брат и сестра, не знавшие о своем родстве и «ўзяўшыя шлюб». По легенде, яснотка, или «чаравiчкi Божай Мацi», выросла там, где с ноги Богоматери случайно упала обувь. «Святаянскiм зеллем» называют зверобой, отвар которого из-за красноватого цвета как бы роднит его с кровью.
Лекарственные травы нужно срывать утром, в сухую погоду, когда сойдет роса. Растения, кроме способности прогнать хворь, применялись в магической практике. Зелеными ветками украшались дома на Троицу, сухими «зёлкамi» окуривали помещения, убивая микробы. Чертополохом, имя которого говорит само за себя, окуривали деток от ночных «крыксаў» и «сполаху». Правильно засушенные травы сохраняли все качества, даже сено играло обрядовую роль. Его клали под скатерть на Коляды, оно символизировало вечную силу растительности, возможность ее возрождения, плодородие. Будучи сорванной, засушенной, трава остается не мертвой, сохраняет свою силу.
В травах целебно все: листья, побеги, цветы, плоды, корневище. Во время Великой Отечественной войны многих спасали съедобные травы, такие как иван-чай. В партизанском полку под руководством полковника В. Ничипоровича ребята держались благодаря отварам, приготовленным медсестрой Анной Островской. Весной ели черемшу, летом — полевой щавель, а чернику сушили и хранили. Ягоды выдавали по горстке зимой тем, кто шел в разведку. Ведь черника, кустик которой живет много-много лет, как и клюква, по своей пользе приравнивается к черной икре.
21 июля — праздник явления иконы Казанской Божией Матери. Часто в этот день не работали. Верили, нарушение запрета повлечет большие беды. В эти дни, как водится, на юго-западных территориях проходят сильные грозы с ураганными ветрами и ливнями. Наши предки особенно боялись «маланкi», которая могла сжечь уже собранное в стога сено. Верили, что молния, «маланка», «блiскавiца» случается от стрел — «оружия» Перуна. Говорили, что он хочет поразить «нечистые» места или «нячысцiкаў». От гнева Перуна они прячутся ближе к людям, в домах или сараях. Чтобы спастись от беды, на окнах вывешивали красные нити и ставили «грамнiчныя» свечки. На юге Беларуси при хорошей погоде начинали «зажынкi». В народе говорили, что «Казанская» благословляет на «жнiво».
25 июля — «пакутнiк» Прокл. Его звали «Прокл-плакальщик» из-за больших, даже «великих и целебных», рос. Говорили: «На Прокла поле ад расы прамокла». В этом случае росы могли привести даже к гниению сена. Его старались высушить быстрее, развешивая по кустам. Отсутствие в ночь на Прокла росы и туманов обещало скорую непогодь. По этому дню судили о погоде на будущее. Какой она будет до полудня, таким нужно ожидать и начало зимы.