Жыцце Палесся

Целительная сила. Народный календарь: 19–25 июля 2021 года

В природе почти все, что растет и цветет, — кладовая витаминов, минералов. С давних времен у восточных славян наравне с соками, квасом, напитками на меду были популярны чаи и настои на лекарственных травах. Как и к умению шить, прясть, так с малолетства девочек приучали еще и распознавать, применять лекарственные травы. Каждая женщина должна была уметь оказать помощь своим «сямейнiкам», пишет СБ.

По преданиям, многие растения имеют душу, как и люди, являются носителями женского и мужского начала.

Об их происхождении бытуют мифы. Например, о фиалке, что зовется в народе «браткi». Этим цветком-двухколором стали брат и сестра, не знавшие о своем родстве и «ўзяўшыя шлюб». По легенде, яснотка, или «чаравiчкi Божай Мацi», выросла там, где с ноги Богоматери случайно упала обувь. «Святаянскiм зеллем» называют зверобой, отвар которого из-за красноватого цвета как бы роднит его с кровью.

Лекарственные травы нужно срывать утром, в сухую погоду, когда сойдет роса. Растения, кроме способности прогнать хворь, применялись в магической практике. Зелеными ветками украшались дома на Троицу, сухими «зёлкамi» окуривали помещения, убивая микробы. Чертополохом, имя которого говорит само за себя, окуривали деток от ночных «крыксаў» и «сполаху». Правильно засушенные травы сохраняли все качества, даже сено играло обрядовую роль. Его клали под скатерть на ­Коляды, оно символизировало вечную силу растительности, возможность ее возрождения, плодородие. Будучи сорванной, засушенной, трава остается не мертвой, сохраняет свою силу.

В травах целебно все: листья, побеги, цветы, плоды, корневище. Во время Великой Отечественной войны многих спасали съедобные травы, такие как иван-чай. В партизанском полку под руководством полковника В. Ничипоровича ребята держались благодаря отварам, приготовленным медсестрой Анной Островской. Весной ели черемшу, летом — полевой щавель, а чернику сушили и хранили. Ягоды выдавали по горстке зимой тем, кто шел в разведку. Ведь черника, кустик которой живет много-много лет, как и клюква, по своей пользе приравнивается к черной икре.

21 июля — праздник явления иконы Казанской Божией Матери. Часто в этот день не работали. Верили, нарушение запрета повлечет большие беды. В эти дни, как водится, на юго-западных территориях проходят сильные грозы с ураганными ветрами и ливнями. Наши предки особенно боялись «маланкi», которая могла сжечь уже собранное в стога сено. Верили, что молния, «маланка», «блiскавiца» случается от стрел — «оружия» Перуна. Говорили, что он хочет поразить «нечистые» места или «нячысцiкаў». От гнева Перуна они прячутся ближе к людям, в домах или сараях. Чтобы спастись от беды, на окнах вывешивали красные нити и ставили «грамнiчныя» свечки. На юге Беларуси при хорошей погоде начинали «зажынкi». В народе говорили, что «Казанская» благословляет на «жнiво».

25 июля — «пакутнiк» Прокл. Его звали «Прокл-плакальщик» из-за больших, даже «великих и целебных», рос. Говорили: «На Прокла поле ад расы прамокла». В этом случае росы могли привести даже к гниению сена. Его старались высушить быстрее, развешивая по кустам. Отсутствие в ночь на Прокла росы и туманов обещало скорую непогодь. По этому дню судили о погоде на будущее. Какой она будет до полудня, таким нужно ожидать и начало зимы.

Exit mobile version