Алкоголизм всегда формируется постепенно, проходя порой долгий путь от спорадических употреблений до систематического прикладывания к рюмке. И большинство тех, кто в свои 20+ уже не может прожить без спиртного даже нескольких дней, вспоминает: все начиналось как невинная детская шалость. Допить за родителями оставшийся в бокале глоток пива, «махануть» перед первым свиданием, отметить с приятелями окончание школы… Разбирается в проблеме «Народная газета».
Напитки покрепче — так проще, так легче
Юре 22 года. Приятный молодой человек, когда-то увлекался спортом. Сегодня, увы, обладатель алкогольной болезни печени и серьезных проблем с поджелудочной железой и сердцем.
— Я чист уже восемь месяцев, — с гордостью заявляет он, подразумевая, что все эти восемь месяцев не употребляет ни грамма алкоголя.
Но тут же признается: пить начал с 15 лет:
— Мы тогда с родителями переехали в новую квартиру, пришлось менять город, школу. И я как-то не влился в коллектив одноклассников. Они там почти все уже курили, распивали спиртное, пробовали наркотики. Я словно окунулся в другой мир. Школа — это огромная часть подростковой жизни. Тяжело, когда нет друзей, когда сидишь один на последней парте в третьем ряду. Да, у меня остались приятели с прежнего места учебы, мы переписывались в соцсетях, но расстояние и отсутствие общих тем для разговора довольно быстро разъединяют людей. Я понял, что нужно устанавливать новые связи. И чтобы быть своим среди чужих, начал пробовать пиво, вино. Сначала с опаской. Но мне понравилось. Родители иногда давали мне допить из бокала на праздниках, но всегда говорили, что много алкоголя — это вредно и невкусно. Мне же после своих экспериментов стало казаться, что «бырло» — очень даже неплохо. Понравилось, что сразу развязывается язык, становишься таким уверенным в себе, можешь и разговор в компании поддержать, и с девчонками замутить. Короче, взрослеешь на глазах. Помню, что на семейных посиделках подвыпившие родственники были такими разговорчивыми, добрыми, веселыми. Я еще тогда, до своих экспериментов со спиртным, догадался: все дело в алкоголе, он меняет людей в лучшую сторону. Дурак был…
В 16 лет я уже употреблял регулярно. Раза 2—3 в неделю собирались с одноклассниками у кого-нибудь на хате, покупали напитки покрепче, отрывались по полной программе. Поразительно, что родители, наивные люди, ничего не замечали, ведь я возвращался домой сильно навеселе, глаза стеклянные. Но, видимо, умел контролировать речь, это спасало. Хотя в чем спасение? Теперь сожалею, что самые близкие люди не забили тревогу раньше, может, мне удалось бы избежать лечения в психиатрической больнице и кучи диагнозов.
На учет как подростка-алкоголика меня поставили в выпускном классе. Прошел через многое — воровал у родителей, друзей и гостей, которые приходили к нам в дом, деньги на спиртное, упивался до потери сознания, приезжали скорые, чтобы снять абстинентный синдром, лежал в больнице, потом в психушке, потом в частном реабилитационном центре, откуда сбегал дважды. Как-то умудрился окончить школу, но о поступлении в вуз речи уже не шло — мне спасали жизнь, какая там учеба. За это время моя совсем еще молодая мама пережила инсульт, а отец орал на меня: «Лучше бы у меня вообще не было детей, чем такая тварь, как ты!»
Восемь месяцев чистоты для меня — это рекорд. Я знаю, что рано говорить о выздоровлении, ведь бывших алкоголиков не бывает. Но я понимаю, что, если сорвусь снова, у меня есть все шансы не дожить до 25-летия: здоровье сильно подкосилось. Я очень благодарен своим родным, что они нашли в себе силы сплотиться ради того, чтобы спасти меня. Сейчас я едва ли не под круглосуточным присмотром. Никаких компаний на стороне — только приятели по реабилитационному центру. С ними хорошие отношения, мы понимаем друг друга. Чтобы как-то занять то время, которое раньше уходило на поглощение спиртного, мы много читаем, помогает волонтерам, занимаемся по утрам зарядкой, ходим на плавание, собираемся на природе. Но это исключительно трезвый образ жизни, нам нельзя даже капли алкоголя.
Моя жизнь во многом ограничена. Нет высшего образования. Я не могу водить машину (все еще состою на наркологическом учете), поэтому чаще всего передвигаюсь по городу на велосипеде. Пока не получается себя обеспечивать: работаю, но зарплата не позволяет снимать жилье. Да и вряд ли родители отпустят меня на вольные хлеба, они панически боятся повторения пройденного.
Даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным. При концентрации этанола в крови 0,5—0,6 % у ребенка может наступить смерть.
«Тест на зрелость» лучше не проходить
— Часто первая проба алкоголя несовершеннолетними происходит под присмотром родителей на семейных праздниках, — рассказывает врач-валеолог центра дружественного отношения к подросткам и молодежи «ЮВЕНТУС» Инесса Палазник. — Во многих семьях так заведено: хоть капелька дурманящего напитка, но детям достается. Причем наливают им сами мамы и папы. Нередко подростки начинают пить, когда попадают в новую компанию, где это своего рода тест на зрелость: «не хочешь пить — значит, не будешь с нами». Так они постепенно подсаживаются: изначально старшие товарищи заставляют их пить, а потом приходит привыкание к алкоголю — без него уже никак нельзя обойтись на веселых встречах. Ребята боятся быть белыми воронами, поэтому безропотно глотают спиртное. Раз, другой, третий — и вот уже без пива, водки или вина не обходится ни одно собрание. Алкоголь становится необходимой частью отдыха, покоя и веселого настроения. Начинают увеличиваться потребляемые дозы, и через некоторое время этанол входит во все жизненно важные процессы молодого организма.
— Алкоголизм у тинейджеров развивается быстрее, чем у взрослых. Почему?
— Юношеский мозг очень уязвим, поскольку он находится в состоянии функционального и структурного изменения. Присутствующий в алкогольных напитках этанол способен причинить развивающемуся мозгу огромный вред. Экспериментально было доказано, что даже не особо частое употребление алкоголя может почти вдвое ухудшить способности мозга обучаться чему-либо новому. При частом употреблении алкоголя мыслительное развитие приостанавливается, нарушается формирование этических и нравственных норм, а уже присутствующие навыки могут ухудшиться или пропасть. По сути, при воздействии алкоголя юный мозг тупеет и интеллектуально, и морально, а алкогольная зависимость развивается в разы быстрее.
Кроме того, алкоголь является наиболее частой причиной беспорядочных половых связей и нежелательной беременности у несовершеннолетних девушек, опосредованно увеличивается риск распространения инфекций, передающихся половым путем (ИППП) и ВИЧ/СПИДа.
— Какие подходы к профилактике алкоголизма в молодежной среде считаются наиболее эффективными?
— Основной принцип противоалкогольной пропаганды среди подростков и их родителей — недопустимость употребления спиртного несовершеннолетними. Об этом нужно помнить мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Но мало говорить категорическое «нет!», нужно уметь аргументировать свой отказ. Родители должны разговаривать с сыновьями и дочерьми, рассказывать на жизненных примерах, которых, к сожалению, предостаточно, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и почему лучше начинать это делать как можно позже и в очень небольших дозах. Особенно внимательными следует быть в том случае, если в семье есть лица, злоупотребляющие спиртными напитками.
Но противоалкогольная пропаганда — это задача не только родителей. Необходимо постоянно проводить работу по формированию трезвеннических установок у несовершеннолетних — как в образовательных учреждениях, так и в СМИ. Одним из таких методов формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания, которая обязана предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного воздействия алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом.
При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует постоянно помнить о том, что несовершеннолетние слишком наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. Причем предметом подражания чаще служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поведение взрослых. И в случае если подростку говорят о высших моральных принципах, о надобности быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, но во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянству, то на веру в итоге берутся не слова, а поступки окружающих подростка людей.
Алкоголизм и связанные с ним заболевания поражают не только пьющего человека, но и способствуют возникновению болезней у окружающих. По вине больного алкоголизмом так или иначе страдают 7—8 человек, связанных с ним родственными и семейными узами, а также производственно-трудовыми отношениями. Именно поэтому злоупотребление спиртным является не только медицинской, но прежде всего социальной проблемой.
В ТЕМУ
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред, поскольку действует наиболее грубо, затрагивая личностные качества подростка, психическое и физическое здоровье, ведет к нарушениям репродуктивной функции. Те концентрации этанола в крови, которые у взрослых вызывают лишь незначительные нарушения, у молодых людей могут повлечь за собой тяжелые отравления с возникновением неврологических расстройств, не исчезающих месяцы, годы или остающиеся на всю жизнь. При регулярном приеме алкоголя резко падает работоспособность, снижается круг интересов, начинаются проблемы с успеваемостью в школе, поскольку страдает память, меняется характер. Смертность от алкоголизма среди молодежи, как у мужчин, так и у женщин, наиболее высока по сравнению с таковой в других возрастных группах.