Жыцце Палесся

Что нужно, чтобы диплом был не «корочкой», а подтверждением знаний? Производственная практика не должна быть формальной

Студент столичного вуза приехал в Мозырь для прохождения производственной практики на одном из промышленных предприятий. Но там, невзирая на все согласованности, попросили не путаться под ногами, а за подписанием нужных документов прийти в конце положенного срока.

Откуда такое равнодушие и холодность к без пяти минут специалисту, между прочим, ИТР? И еще вопрос: как с такими формальными подходами диплому о высшем образовании быть не просто «корочкой», а свидетельством свежих теоретических знаний и набором пусть базовых, но профессиональных компетенций?

Это было бы неправдой сказать, что погружения в профессию не состоялось вовсе. Четвертую часть практики парню все же позволили заниматься тем, чем положено. Давали задания по профилю и хоть и нехотя, но отвечали на вопросы, а их у молодых и неопытных, как водится, множество. В конце руководитель, почти не глядя, подписал отчет о «проделанной» работе, которой и половины не было в действительности, и поставил «9».

От студента отмахнулись, потратив впустую его самый ценный ресурс – время. Хотя могли бы, наоборот, сполна воспользоваться его пытливостью и энергией, желанием учиться новому: потенциал молодых огромен.

Нынче молодежь мотивирована не просто на поиск работы с высоким доходом – им важны самовыражение и интерес к выбранному делу. Так помогите же, взрослые, всмотреться повнимательнее. По сути, на производственных практиках и происходит первое настоящее знакомство с будущей специальностью. Тогда же – и первые разочарования или, наоборот, искренние симпатии к своему делу. И зачастую именно от того, как вы, уважаемые руководители практик, принимаете, как представляете практиканту его будущую профессию, и зависит, загорится ли в вашем подопечном интерес и азарт или вы напрочь в нем убьете все это в зародыше.

Делясь опытом, мы часто лишь одалживаем грабли, скажете вы. Пусть и так. Но согласитесь: наступать на них лучше вовремя. Понял, что не твое, – перепрофилируйся, научись другому. Для студента в середине обучения это будет не так трудоёмко.

Есть мнение, что чем короче период адаптации молодого специалиста на производстве, тем он выгоднее для работодателя. На многих мозырских производствах признаются: нужно около года, чтобы перестать бояться за новоиспеченного специалиста: современное оборудование требует определенных знаний и умений, которых у выпускников вузов нет, «хромают» у них и общие представления о технологических процессах. Тенденции не меняются год от года: разговоры о молодых специалистах традиционно сводятся к недостаточности практики. Но откуда же ей взяться?

У нас производственная практика, как правило, длится чуть больше месяца в год, это при условии, что ее не сводят к формальному прохождению. Чтобы в условиях реального производства, на рабочих местах, закрепить теорию, приспособиться к специфике предприятия, этого времени не хватает. В итоге же выпускники попадают в среду, где им нужно всему практически учиться с нуля. А между тем от новичков ждут скорой адаптации: они должны не только быстро влиться в рабочий процесс, выполняя свои непосредственные должностные обязанности, но и генерировать нестандартные свежие идеи – ведь этого ждут от молодости?

Сравните: в Германии, к примеру, шесть месяцев учебы сменяют полгода на производстве, где молодежь отрабатывает навыки и накапливает вопросы, которые позже разбираются совместно с вузовскими преподавателями. Всё для того, чтобы подготовить квалифицированных, мобильных, конкурентоспособных специалистов, готовых с первого дня приступить к своим рабочим обязанностям, не чувствуя себя при этом полным салагой.

В белорусских вузах (особенно в период вступительной кампании) делают в том числе акцент на постоянный анализ учебно-программной документации по образовательным программам, цитируем: «Именно так можно отсечь лишнее, добавив весомую составляющую на другие темы». Так, может, производственная практика и есть сегодня та самая острая тема, на которую пора обратить внимание? Молодые хотят учиться работать!

Ольга АРДАШЕВА.

Exit mobile version