«Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности, это путешествие по жизни». Агата Кристи.
Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на поезде. На уровне простых пассажиров мы знаем только машинистов и проводников, но в действительности железная дорогая – это огромный мир. И в нем взаимодействуют «движенцы», «вагонники», приемосдатчики, составители и многие другие важные действующие лица. И среди них – путейцы, специалисты, без которых железная дорога просто физически не сможет существовать.
…Раннее утро, станция Козенки. Александр Сикиринов, дорожный мастер 6-го околотка Калинковичской дистанции пути, только что закончил планерку, есть несколько минут для общения с прессой.
«Распределили работников по направлениям, – объясняет Александр Александрович. – Сейчас бригада уезжает на перегон, чтобы подготовить путь к проверке измерительного вагона по определенным параметрам – эта процедура проходит два раза в месяц. Есть работа для бригады кусторезчиков – без дела сидеть никто не будет. Уже приступили к работе по выправке пути по уровню монтеры пути Дмитрий Шутько, Андрей Прокопенко, бригадир пути Михаил Щепановский, монтеры пути Илья Алексеев, Андрей Дриневский. Мне надо пройти по подразделениям, проконтролировать, заняться документацией – составил для себя план-график, которого придерживаюсь. Предстоит осмотр стрелочных переводов, работа с подрядными организациями, которые тянут кабели для электрификации дороги – на мне ответственность за их безопасность на путях. В общем, в кабинете особо не посидишь».
Путь в профессию железнодорожника у Александра Сикиринова традиционен для сотен его коллег – по отцовским стопам.
«Работа у нас непростая, но династий множество, – с гордостью рассказывает Александр Александрович. – Сам я из Ельска, образование получил в БелГУТе 5 лет назад. Начинал монтером пути на станции Барбаров, но затем последовательно и поступательно стал бригадиром, сегодня – дорожный мастер. Отец – заместитель начальника дистанции пути – о работе всегда рассказывал без прикрас, и мама всегда с пониманием относилась к его переживаниям и проблемам. Видимо, есть в железной дороге особая магия, что дети железнодорожников каждый год выбирают себе для работы эту сферу. Кстати, жена у меня – тоже железнодорожник, познакомились в вузе».
Работа монтеров пути всепогодная и круглосуточная без скидок и поблажек: и в +30 0С, и в -30 0С рабочий день не сократят и «на удаленку» не переведут – разве что обязательно найдут возможность организовать трудовой процесс с учетом состояния работника. И это уже не чистая «физика» и механическое выполнение указаний – голову включать необходимо постоянно.
«Недавняя ситуация с погодой, – приводит пример Александр Сикиринов. – При жаре можем даже стыковой болт не поменять, потому что рельсы расширяются, меняется размер отверстия – все серьезно и по науке. Стрелочные переводы имеют массу элементов со своими размерами и допусками, которые путеец должен знать назубок. Сами видите: документации в кабинете целые полки. Счет в нашей работе идет на миллиметры. И если своевременно не отрегулировать те же стыковые зазоры между рельсами, то движение просто остановится. Поэтому все путейцы понимают, что и почему надо делать без всяких уговоров».
Монтер пути считается первой и самой простой должностью на железной дороге, для нее достаточно пройти медкомиссию.
«Не так уж просто, как кажется, – разъясняет Александр Александрович. – Комиссия не просто строгая, но строжайшая. И не так уж мало: здоровье – это ведь отсутствие вредных привычек, дисциплина, умение следить за собой и держать себя в форме. И в предыдущей трудовой деятельности желательно не иметь неприглядных моментов. Текучести кадров у нас нет: за два года двое ушли по объективным обстоятельствам, двое пришли. Дисциплина на высоком уровне, все-таки мы отвечаем вместе с остальными коллегами за безопасность движения и человеческие жизни. И работа у нас будет всегда, на месте не сидим.В канун профессионального праздника хочется пожелать коллегам побольше зарплаты, здоровья, выносливости, взаимопонимания в коллективе, и чтобы в семье не было проблем с нашим характером работы, порой не нормируемой».
В скором времени на железную дорогу придет электрификация, но это уже другая тема и другая важная служба на железной дороге. Коллектив редакции газеты «Жыццё Палесся» желает всем железнодорожникам Мозырщины успехов, здоровья, счастья! Пусть удача всегда едет с вами по одному маршруту и в дороге не случается неожиданных ситуаций и происшествий!
С Днем железнодорожника!
Ваш праздник прочно
с жизнью слитый,
Работа налицо видна,
Душой и сердцем
всегда открыты,
Гордится вами вся страна!
Гудок протяжный слышен
за версту,
И монотонный стук колес…
И день и ночь вы на посту,
В упряжке тянете свой воз.
И каждый час бегут составы –
Везде их помощь так нужна.
Вы трудитесь не ради славы,
А чтоб жила любимая страна!
Сверкают рельсы, поезд мчится,
Дорогам этим нет цены.
Ничто с «железкой» не сравнится,
Все преимущества видны.
Цистерн, вагонов всех
не сосчитать,
Хороший тон в работе задаете,
Транзитным пассажирам –
благодать!
На отдых к морю их везете.
Заводы, фабрики, колхозы,
Сырье, продукт готовый ждут,
А если бы не тепловозы,
Не виден был бы этот труд.
В цистернах – нефть, мазут и газ,
Бензин, дизтопливо и все,
что надо.
Дорога жизни ты для нас,
Любовь ты наша и отрада!
Династий трудится немало,
И смена надежная растет,
Для многих магистраль – начало,
И ветеранам уваженье и почет!
И санаторий свой крутой
Желающих встречает
круглый год.
Здесь можно
подлечиться всей семьей,
И по путевкам едет
труженик-народ.
Сегодня ты уже не та…
Прогресс все время
движется вперед,
Скоро пойдут электропоезда,
И лучшей жизнью
заживет народ.
Спасибо всем, кто трудится
на ней,
Всем службам сообщений
и путей!
Здоровья вам, любви,
удачи, счастья,
Пусть стороной обходят
все ненастья!
Мы сегодня подводим итоги,
Прославляем все ваши дела,
Чтобы прочными были дороги,
Чтобы отрасль процветала и жила!
Николай Соколенко. 2021 год.
Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.