Преодолевая сопротивление противника на гомельском направлении, войска Центрального фронта под командованием генерала армии Рокоссовского 21 сентября 1943 г. своим левым флангом вышли к Днепру. Войска 13-й армии генерал-лейтенанта Н.П. Пухова 22 сентября 1943 г. форсировали Днепр и на следующий день освободили от немецко-фашистских захватчиков г.п. Комарин, деревни Новая Иолча, Берёзки и Кирово.
Битва в сентябре 1943 г. явилась небывалой по своему размаху и напряжению. От Новой Иолчи до Верхних Жаров действовали три дивизии 15-го стрелкового полка: 74-я генерал-майора О.А. Казаряна, 7-я – полковника П.М. Гудзя, 148-я – генерал-майора Мищенко, одиннадцать стрелковых полков.
При форсировании Днепра, захвате и расширении плацдарма на западном берегу большую роль сыграла 74-я стрелковая дивизия. Несмотря на мощный обстрел, 22 сентября подполковник Н. Сташек переправил свой 360-й стрелковый полк на противоположный берег на подручных средствах. 23 сентября полк ворвался в Комарин и освободил его. 8-я стрелковая дивизия под командованием П.М.
Гудзя форсировала Днепр в районе Верхних Жаров. Рота старшего лейтенанта Шеломцева освободила деревню Лукоеды (Кирово).
Враг подтягивал к плацдарму танки, бросил сюда много самолётов. Контратака сменялась контратакой. Но советские воины выстояли. В скором времени наши войска продвинулись на запад и овладели плацдармом, который имел по линии фронта 35 км, а вглубь – 30–35 км.
Отвагу и мужество на подступах к Комарину и на запад от него проявили воины роты, которую возглавлял младший лейтенант Ибрагим Дубин. Он со своим земляком сержантом Исмаилом Юсуповым, казахом Кашибаем Мамроевым ворвался в блиндаж около деревни Берёзки, где размещался штаб немецкой части, уничтожил офицеров, захватил секретные документы и рацию.
Севернее деревни Мнёв на широкий участок Днепра от деревни Новая Иолча до д. Радуль вышли части 61-й армии генерала Белова и 7-й гвардейский кавалерийский корпус. В ночь с 26 по 27 сентября они с ходу начали форсировать Днепр. Уже на 30 сентября в пределах района было создано три плацдарма.
Мужеством и героизмом воинов отмечен в нашем районе боевой путь 76-й гвардейской Черниговской стрелковой дивизии генерал-майора А.В. Кирсанова. Среди воинов этой дивизии был и житель
Комарина Н.И. Пинчук, который за форсирование Днепра награждён орденом Красной Звезды.
В числе первых переправилась на правый берег Днепра группа бойцов пулемётного отделения второй стрелковой роты 234-го Черноморского полка под командованием сержанта Акана Курманова.
Первую группу бойцов 321-го гвардейского полка возглавил командир отделения гвардии сержант Н.Ф. Махов. Переправившись на противоположный берег и выбив врага с первой линии обороны, советские воины дали возможность для высадки других подразделений.
Из воспоминаний Н. И. Сташека: «Я оставил один батальон для ложной демонстрации форсирования Днепра севернее г. п. Комарина. А главные силы полка с приданными подразделениями (средства усиления) скрытно перебросил на 3–4 км южнее Комарина. Нам удалось обхитрить противника. В то время, когда оставленный у реки батальон под командованием зам. командира полка майора Н. Новикова привлекал к себе внимание, остальные подразделения на подручных средствах (брёвна, бочки, плотики) успешно форсировали Днепр в другом месте. В результате стремительного удара до двух пехотных батальонов противника, оборонявших Комарин и железнодорожный мост, были разгромлены. Их остатки поспешно стали отходить отдельными группами в северо-западном направлении. За первые сутки в полку стало 13 Героев Советского Союза».
Немцы без промедления контратаковали советские войска, переправились на правый берег Днепра, пытаясь сбросить их в реку. Авиация и артиллерия противника наносили непрерывные удары по переправам, делая иной раз невозможным форсирование реки, доставку боеприпасов и вывоз раненых в дневное время суток. Советские войска, действовавшие на небольших плацдармах, не имея в своём распоряжении тяжёлого вооружения, несли огромные потери, испытывали острый недостаток боеприпасов, продуктов питания и других видов снабжения.
«Сражение за Днепр, – писала 18 октября 1943 г. газета «Правда», – приняло поистине эпические размеры. Никогда ещё не выделялось из множества храбрых советских воинов столько сверххрабрых. Красная Армия, давшая уже миру столько примеров воинской отваги, словно превосходит самое себя».
А потом почти десять месяцев продолжалась битва по изгнанию врага с территории нашей республики.