В предыдущих публикациях проекта «Экологика» мы рассказывали, как правильно сортировать мусор в нашей области, доказывали, что раздельно собранное действительно отправляется на переработку и сознательные граждане стараются не напрасно.
К сожалению, еще далеко не все жители региона отделяют вторичные материальные ресурсы. Кто-то специально, а для кого-то не созданы соответствующие условия. Какие у этого последствия и как улучшить систему сбора ВМР – в материале © Правда Гомель .
Полигон в Бобовичском сельсовете продолжит принимать отходы гомельчан, пока не завершится строительство регионального комплекса по обращению с ТКО. Объект расширят за счет реконструкции недействующих иловых площадок. Фото Алексея ГЕРАСИМЕНКО.
Проблема № 1. Равнодушие
Пример халатного отношения к утилизации отходов привела Ольга Геврасева – у гомельчанки болит душа за малую родину, деревню Новые Терешковичи Гомельского района. В лесу на краю населенного пункта находится кладбище, возле которого поставили цементное ограждение для венков, цветов, рушников. Контейнеров там нет, просто площадка.
– Не знаю, как сейчас, но летом местные дачники облюбовали место и оставляли бытовой мусор с пищевыми отходами. Однажды даже видела там холодильник. Наверное, если бы у них на этом кладбище были похоронены родственники, они бы так не поступали, – считает Ольга Геврасева. – Судя по всему, мусорка привлекает животных, они раздирают пакеты, чувствуя запах. И мы заметили, что на могилах стали появляться разрытые участки возле цветов, думаю, теми самыми животными. Мне в деревне дорог каждый уголок: здесь мы с отцом коров пасли, а сюда я за грибами ходила. И когда вижу такое отношение к природе, особенно на кладбище, обидно до слез.
Проблема № 2. Свалки
Людей, которым тяжело донести отходы до нужного контейнера, к сожалению, немало. Для кого-то и вовсе нормально, опустошив бутылку, бросить ее прямо на землю.
Вызывает опасения и другая тенденция. Позвонившая в редакцию гомельчанка Зинаида Марусик рассказала, что в этом году видела мусорные кучи в лесу рядом с дачными кооперативами, расположенными по пути в деревню Жгунская Буда Добрушского района.
Почему-то для некоторых лес часто становится местом для отходов. Выносят туда строительный хлам, оставляют бутылки и бумажки после пикников. Не пугает граждан и предусмотренная за подобные поступки административная ответственность: штраф до 30 базовых величин (870 рублей) согласно части 3 статьи 16.44 КоАП Беларуси.
Как рассказал начальник отдела контроля за обращением с отходами областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Ткачев, за девять месяцев этого года в регионе выявили 3531 свалку. За нарушение природоохранного законодательства к административной ответственности привлекли 152 должностных и юридических лица на общую сумму более 86 тысяч рублей.
Для оперативного обследования больших территорий природоохранные службы используют квадрокоптер. Кроме того, областной комитет закупил фотоловушки, их устанавливают в местах возможного образования свалок. Сигнал в режиме реального времени поступает на телефон инспектора. Уже в первый месяц эксплуатации техника помогла выявить и пресечь нарушения природоохранного законодательства в Гомельском и Ветковском районах.
Проблема № 3. Открытые баки
В «Гомельскую праўду» обратился мозырянин Вячеслав и рассказал, что в райцентре, в частности в пятом микрорайоне, контейнеры для вторсырья оборудованы закрывающейся на замок крышкой с прорезями.
Ее функция очевидна: предотвратить попадание объемных пакетов и принять отдельные вторресурсы. Но чаще всего баки остаются открытыми, и местные жители выбрасывают туда смешанный мусор. Когда видишь это, пропадает всякое желание сортировать, делится наболевшим Вячеслав.
В Мозыре контейнеры для ВМР оборудованы закрывающейся крышкой с прорезями. Но обычно баки остаются открытыми, и местные жители выбрасывают туда смешанный мусор. Фото предоставлено обратившимся в редакцию мозырянином Вячеславом.
Винить в проблеме открытые крышки в этом случае было бы неправильно. По законодательству (часть 3 статьи 17 Закона «Об обращении с отходами») физические лица обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы необходимые условия. За нарушение грозит штраф до 30 базовых величин, рассказали в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как население выполняет требования по разделению отходов, контролирует в том числе коммунальная служба, которая эксплуатирует площадку. Поэтому, пока далеко не все граждане сортируют мусор, возможный выход видится в том, чтобы коммунальщики закрывали крышки в этих контейнерах.
Проблема № 4. Не созданы условия
Еще не везде на Гомельщине есть возможность раздельного сбора.
В редакцию позвонила читательница Нина Михайловна из агрогородка Широкое Буда-Кошелевского района. По ее словам, мусоровоз у них забирает только общие отходы.
– Хочется, чтобы хотя бы бумагу или стекло принимали отдельно. Можно даже раз в месяц, – отмечает Нина Михайловна. Сортирую отходы, но боюсь, что их вывозят на полигон. Рассказываем, что происходит с раздельно собранным мусором на Гомельщине.
Начальник участка «Уваровичи» КЖУП «Буда-Кошелевский коммунальник» Леонид Руденков рассказал, что в планах выдать владельцам частных подворий во всех населенных пунктах отдельные контейнеры для вторресурсов. Такая работа уже ведется, это вопрос времени.
Проблема № 5. Материалы с одной жизнью
Гомельчанка Зинаида Марусик обозначила нам и другую проблему, с которой недавно столкнулась. Когда умерла ее пожилая родственница, много тканевых вещей нужно было утилизировать. Но пришлось просто оставить их на мусорной площадке.
Заместитель директора по эксплуатации КУП «Спецкоммунтранс» Галина Рудченко пояснила, что в Беларуси нет предприятий, перерабатывающих ткани:
– Если бы такие организации были, нас бы уже обязали собирать эти материалы. Ткань – не единственное, что не получает вторую жизнь. Не перерабатываются и отдельные виды пластика (с маркировками 3, 6 и 7 либо PVC, PS, O(ther), комбинированный материал, который помечают буквой С с дробью, например, С/PAP, C/LDPE, С/ALU), стекла (оптическое, зеркала, лампочки, хрусталь, стеклянная посуда), бумаги (туалетная, спичечные коробки, использованные обои, бумага от чеков, факса, а также сильно загрязненная пищей). Поэтому еще при покупке лучше отказаться от упаковок из таких материалов в пользу вторресурсов.
Если вторичку выбрасывают вместе со смешанными отходами, это однозначно способствует потенциальному захоронению того, что могло быть переработано, а значит – переполнению полигонов.
Стоит отметить, что предприятия нашей области планируют изготавливать экологичную упаковку. Резидент свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» ООО «Поликап» работает над проектом по производству биоразлагаемой одноразовой посуды и упаковки из формованной целлюлозы. ОАО «СветлогорскХимволокно» разрабатывает обоснования инвестиций по выпуску биоразлагаемой посуды, тары и упаковочной продукции на основе целлюлозы и бумажной массы, сообщил начальник отдела контроля за обращением с отходами областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Ткачев.
Проблема № 6. Захоронение вторресурсов
Напомним, что на сортировочные линии и дальше на переработку отправляются только те отходы, которые выбрасываем в предназначенные для этого контейнеры. Оставленное в баках для смешанного мусора идет прямиком на полигон. Поэтому не удивительно, что на свалки попадает вторичка. Хотя закон это запрещает.
По установленным фактам захоронения ВМР за девять месяцев этого года к административной ответственности привлекли 24 виновных лица предприятий ЖКХ, выдали 133 рекомендации, рассказал Вадим Ткачев.
Работники КУП «Спецкоммунтранс» на полигоне дополнительно отбирают вторресурсы, которые гомельчане выбросили вместе с общим мусором. Только за девять месяцев нынешнего года извлекли и отправили на переработку 329 тонн стеклобоя, более 80 тонн ПЭТ-бутылок, свыше 20 тонн макулатуры и килограммы полимеров.
– Конечно, на полигоне не получится выбрать ВМР в полном объеме. В том числе и потому, что в баках и мусоровозах они смешиваются с грязными отходами, пищевыми остатками. В итоге вымазываются и становятся непригодными для переработки. Поэтому даже когда появятся региональные комплексы по обращению с ТКО, часть вторички будет портиться, если многие не начнут раздельный сбор, – отмечает Галина Рудченко.
Вывод напрашивается сам собой: когда ВМР отправляются в специальный контейнер, а затем на сортировочную линию, процент отбора чистых, подходящих для дальнейшего использования материалов значительно выше. Но если их выбрасывают вместе со всеми отходами, это однозначно способствует потенциальному захоронению того, что могло быть переработано, а значит – переполнению полигонов.
К слову, сегодня в области имеются 62 объекта захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе 27 полигонов и 35 мини-полигонов: 11 действующих и 24 закрытых, но не рекультивированных, рассказали в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Ткань – не единственное, что не получает вторую жизнь. Не перерабатываются и некоторые виды пластика, стекла, бумаги. Поэтому еще при покупке лучше отказаться от упаковок из одноразовых материалов в пользу вторресурсов.
Мусор жителей Гомеля вывозится на два полигона: один из них – в Ветковском районе – предназначен для крупногабаритных и производственных отходов. Также функционирует свалка в Бобовичском сельсовете Гомельского района. Хотя в прошлом году, когда корреспонденты «Гомельскай праўды» писали про этот объект, сообщалось, что он доживает последний год и максимум, на который может рассчитывать город, – это начало лета 2021-го.
Однако полигон продолжит принимать отходы, пока не завершится строительство Гомельского регионального комплекса по обращению с ТКО, объяснила Галина Рудченко. Для этих целей объект расширят за счет реконструкции недействующих иловых площадок, которые КПУП «Гомельводоканал» безвозмездно передал «Спецкоммунтрансу».
Проект «Экологика» может продолжиться. Если у вас есть идеи, вопросы по теме заботы об окружающей среде, присылайте их на почту bondareva@gp.by или звоните 8 (0232) 33-22-67.