«Адвокатура требует всего человека»
Накануне профессионального праздника мы побеседовали с ведущим нашей постоянной рубрики «Юридический ликбез» адвокатом юридической консультации Мозырского района Анатолием Николаевичем ЛАПТЕВЫМ.
Призвание защищать
– Как давно вы занимаетесь именно адвокатской деятельностью?
– В 1999 г. Указом Президента Республики Беларусь я был освобожден от занимаемой должности судьи суда г. Мозыря по собственному желанию. В том же году в Министерстве юстиции Республики Беларусь получил лицензию на право осуществления адвокатской деятельности. Место работы мое неизменно уже более 20 лет – это юридическая консультация Мозырского района Гомельской областной коллегии адвокатов. Начинал я трудиться в то время, когда заведующим юридической консультацией был С. В. Гриневич. Он мне никогда не отказывал в помощи и поддержке, являясь старейшиной во всех смыслах, щедро делился своим богатым практическим опытом, учил быть тактичным и деликатным при общении с гражданами.
– Каковы принципы вашей работы?
– У Анатолия Кони, правоведа, судебного и общественного деятеля прошлого столетия, есть такие слова: «Защита есть общественное служение. Защитник не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют…» Этим тезисом я стараюсь всегда руководствоваться при принятии порой очень сложных решений.
– Вы часто защищаете обвиняемых в уголовных делах. Бывает ли, что в таких процессах адвокат почти бессилен, главная его задача – смягчение приговора?
– Нередко подзащитные, находясь в условиях изоляции от общества по уголовным делам, очень сожалеют о своих необдуманных противоправных действиях, приведших на скамью подсудимого. Приходится защищать и молодых ребят, которые захотели попробовать «легких денег», пытаясь сбывать наркотики. Находясь под стражей в зале суда, они в большинстве своем совсем по-другому оценивают свои неразумные и глупые действия, связанные с наркотиками и с их употреблением. Порой слышу от них такие слова раскаяния: «Ну чего же мне не хватало на свободе? Ведь у меня почти всё было!» Защищать таких обвиняемых, да и других, совсем не просто.
В любой ситуации стараюсь применить все свои знания и умения, чтобы оказать максимальную помощь подзащитному. Судебная речь защитника – это не публичная лекция. Если мне приходится видеть и понимать, что нереально добиться оправдательного приговора, то в таких случаях применяю максимально возможные и предусмотренные действующим законодательством меры для смягчения наказания такому подзащитному. Конечно, последнее слово – за приговором суда. Ведь только судья вправе определить размер и вид наказания любому обвиняемому.
Помощь доступна каждому
– С какими вопросами к вам могут обратиться люди?
– Государство гарантирует юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения. Любое физическое или юридическое лицо вправе обратиться за юридической помощью к адвокату (по своему выбору) для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях.
За годы своей работы, занимаясь адвокатской деятельностью и представляя законные интересы своих клиентов или подзащитных по уголовным делам, мне пришлось немало поездить, побывать в городах Минск, Витебск, Гродно, Брест, Могилев, Гомель, а также практически во всех судах Гомельской области. Очень много приходится принимать граждан по различным правовым аспектам. У каждого из них в повседневной жизни возникают свои проблемы, в надежде решить вопрос они обращаются к нам. Я иногда делаю такое сравнение – идут к нам как к своему доктору. Тут уместно вспомнить такие слова римского политического деятеля Марка Цицерона: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл».
Очень часто наши граждане неправильно понимают смысл некоторых слов и фраз, содержащихся в различных правовых документах. Они пытаются толковать информацию в своих интересах. Как сказал кто-то из мудрых: «Совет – это то, что мы просим, когда уже знаем ответ, но он нам не нравится».
– Как часто удается достичь желаемого результата?
– При заключении договора с гражданином на оказание ему юридической помощи, будь то уголовное или иное дело, никогда невозможно с точностью на 100 % предугадать и гарантировать результат. От нас иногда требуют гарантий. В таких случаях всегда отвечаю: «Я не гарантийная мастерская… Гарантий не предоставляю…» Ведь при заключении договора клиент не всегда говорит правду, как иногда и врачу, или не знает многого из того, что необходимо будет узнать адвокату.
Только в кинофильмах можно видеть то, как адвокат произнес всего несколько слов в защиту своего клиента, и того в зале суда освобождают из-под стражи или назначают какое-то нестрогое наказание. На самом же деле труд любого адвоката, затраченный при подготовке для участия по делу, как и само участие по уголовному или по какому-то непростому гражданскому делу, невозможно заранее определить точным временным отрезком. Часто приходится долго изучать материалы дела, обдумывать, как лучше поступить. Могут появиться какие-то ранее не известные обстоятельства, имеющие значение, которые необходимо проверять и исследовать.
Вижу особый смысл в ликвидации правовой неграмотности нашего населения. В свободное время с удовольствием пишу материалы на правовую тематику в СМИ. С нашей районной газетой начал сотрудничать еще в далеком 1986 году (тогда она называлась «Камунiст Палесся»), также мои статьи были опубликованы в журналах «Судовы веснiк», «Адвокат».
Всё, чего я достиг на ниве юриспруденции, далось мне долгим, упорным и кропотливым трудном. Адвокат должен знать многое. Законодатели периодически вносят изменения и дополнения в пункты, части, статьи законов и принимают много других правовых актов. Нам нужно постоянно держать руку на пульсе времени, следить за всей новой информацией в законодательстве, чтобы всегда профессионально оказывать помощь своим клиентам.
Беседовала Елена ШУТИК.
Фото Сергея БОРОВИКА.