Доверяй, но проверяй: как отличить благотворительность от мошенничества

323
Кто бросает тень на милосердие?

Из года в год все больше белорусских граждан готовы помочь больным детям. Правда, есть люди, не брезгующие нажиться на горе других.

Чужой беды не бывает. Так считают белорусы, которые не могут пройти мимо объявления о «горящем» сборе на лечение. Причем зачастую отзывчивые граждане готовы отдать последнее, лишь бы спасти жизнь. Многие даже не дочитывают предоставленную информацию до конца, перечисляя денежные средства на указанный расчетный счет или отдавая их в руки просящему. А вот правоохранительные органы и благотворительные фонды предупреждают: даже в вопросе пожертвований бдительность не бывает лишней, ведь за многими жалостливыми историями стоят обычные мошенники.

Некогда объяснять: нужно срочно

Людей с табличками в руках у крупных торговых центров в Мозыре видели многие. Интернет пестрит объявлениями с просьбой помочь больному ребенку или взрослому. Вот только далеко не все «горящие» сборы идут на благое дело. Определенная сумма оседает в карманах лжеродственников и лжеволонтеров.

Благотворительный фонд «ЮниХелп» известен многим: он помогает тяжелобольным детям и детским социальным учреждениям. Знают о деятельности фонда и мошенники, которые не раз организовывали сбор средств, представляясь его волонтерами. Однажды минчанка увидела в переходе метро женщину в форме с надписью «ЮниХелп». В руках у незнакомки было жалостливое объявление о больном ребенке с фотографией, на которой случайная прохожая узнала свою дочь. Оказалось, что денег на этой истории мошенница заработала прилично, а на Могилевщине под такой же легендой «трудилась» ее
знакомая.

Случаются подобные истории со спекуляцией на чувствах и в Мозыре. В прошлом месяце у торгового центра «Катапульта» к моей знакомой подошла девушка. С грустным взглядом она раскрыла папку с фотографиями больной девочки и попросила помочь. Сразу скажу, что знакомая – человек бдительный. Поведение девушки и информация, указанная на выцветших страницах, ее смутили. Сославшись на отсутствие наличных средств, моя знакомая попросила разрешения сфотографировать страницу с расчетным счетом, чтобы перечислить деньги с карточки. Каково же было ее удивление, когда девушка при виде телефона тут же опустила голову, попытавшись «не засветить» лицо.

Что же смутило в указанной информации?

Во-первых, на одной странице было сказано, что помощь нужна «моей четырехлетней племяннице», а на второй размещалась дата рождения девочки, согласно которой через три месяца малышке исполняется 6 лет. Во-вторых, кроме расчетного счета и наименования банка, другой конкретной информации нет: отсутствуют номера телефонов, по которым можно связаться с родителями. На одной странице указано, что сбор средств идет на покупку специального реабилитационного костюма для ребенка с ДЦП. На другой уже сказано, что деньги собираются на операцию и на костюм. Причем дата, до которой необходимо собрать нужную сумму, уже месяц как истекла. Но еще больше вопросов возникло после того, как всезнающий гугл не выдал абсолютно никакой информации о данном сборе: ни на странице банка, ни на сайтах благотворительных организаций, ни в соцсетях.

На законных основаниях

Не все волонтеры и родственники, работающие «в полях», обязательно являются мошенниками. Но есть один важный нюанс: о реально организованном сборе всегда можно найти информацию. К тому же, если благотворительные сборы устраивают волонтеры, о подобных акциях сообщают заранее, чтобы участие в них приняли как можно больше людей, уведомлены при этом и местные органы власти. Но самое главное, все благотворительные сборы должны быть подкреплены документально. А это значит, что сбор наличных средств у магазина автоматически вызывает подозрение. Каким образом работают реальные волонтеры, мы поинтересовались у директора мозырского благотворительного фонда «Объединяя сердца» Светланы Николаевны Борисейко.

– Сбор средств от неравнодушных мозырян фонд «Объединяя сердца» осуществляет двумя способами: через благотворительные ящики в магазинах города и в ходе благотворительных акций. Важно понимать, что мы осуществляем легальную деятельность, так как наш фонд официально зарегистрирован, – рассказывает Светлана Борисейко. – Чтобы установить ящик для пожертвований в магазине, с руководством заключается договор. Когда собранные средства оприходуются, считается каждая копейка, а полученная сумма документально фиксируется. Если деньги собираются во время акций, то составляется акт о приемке, в котором указана собранная сумма. Далее денежные средства оприходуются и кладутся на благотворительный счет. Это может быть счет нашего фонда или счет ребенка, для которого был открыт сбор.

Особый акцент директор фонда делает на том, что родители больного малыша всегда предоставляют в фонд отчет о расходовании средств, подкрепляя его сопроводительным письмом. Если средства собирались на лекарство или реабилитацию, то, согласно договору, они могут быть использованы только на эти цели. Соответственно, отчитаться перед общественностью могут и работники фонда. Если же до определенного времени деньги родителями не потрачены, то они должны вернуться на счет фонда, чтобы была возможность помочь другим нуждающимся.

Когда речь заходит о недобросовестных гражданах, которые наживаются на доброте земляков, в голосе Светланы Николаевны появляются нотки грусти. Наша собеседница, трудящаяся в фонде на альтруистских началах 9 лет (зарплаты у работников нет, все собранные средства идут на благотворительность), констатирует печальный факт: у людей, которые обожглись на аферистах, притупляется одно из самых благородных чувств – милосердие. А это больно бьет по стараниям тех, кто действительно стремится помочь. За свою практику директор фонда наблюдала много ситуаций, которые бросали тень на милосердие.

– Помню один довольно обсуждаемый случай. В Гомеле жила тяжелобольная девочка, у которой случился рецидив. Необходимо было срочно собрать на лечение большую сумму. Гомельские волонтеры сделали все возможное, чтобы помочь ребенку. Собранные средства были перечислены на счет мамы, но так и не понадобились девочке: она умерла. Волонтеры здраво рассудили: если не удалось спасти эту маленькую жизнь, то усилия не должны пропасть, нужно попытаться спасти других деток. Как и полагается в такой ситуации, 40 дней родителей никто не беспокоил, но потом ребята обратились к ним с просьбой перевести собранные деньги на счета других нуждающихся. Ответ мамы их удивил: «Какая вам разница, куда пойдут деньги? Я сама решу, что с ними делать». И хоть помогали волонтеры из добрых намерений, ничего потребовать от родителей не могли, так как их деятельность не была зарегистрирована. Этим поступком мамы было подорвано доверие многих людей.

Говоря о проблемных моментах, Светлана Борисейко рассказывает еще о нескольких нюансах, которые, скорее, можно отнести к человеческому фактору. Благотворительные ящики, установленные в магазинах, периодически заполняются мусором: чеками, бумагами. Это обижает тех, кто готов положить туда последнюю копейку, лишь бы она спасла жизнь. Бывает и так: ящики, установленные на кассе, попросту забрасываются пакетами и пропадают из поля зрения покупателей. Почему такое происходит – сказать сложно: то ли по неосторожности кассиров, то ли умышленно, но факт неприятный.

– Возможно, люди думают, что раз ситуация не затрагивает их семью, то это совсем неважно, – вздыхает директор фонда, добавляя, что одно все-таки обнадеживает: люди, готовые помочь, есть всегда.

Какой бы тяжелой ношей ни была работа в фонде, с какой бы частотой ни «накрывало» выгорание (благотворительность – эмоционально тяжелая деятельность), для многих мозырян помощь больным детям стала частью жизни. К примеру, сейчас идет активная подготовка к рождественским акциям: нужно собрать необходимую сумму для маленькой Елизаветы Терибовец.

– Декабрь для нашего фонда будет насыщенным, – говорит Светлана Борисейко. – Планируем провести благотворительный джек-квиз, совместно со студентами технолого-биологического факультета МГПУ организовать ярмарку. Держим связь с торговым центром «Бобровский», чтобы устроить там рождественский концерт и ярмарку. Возможно, проведем что-то похожее и в других торговых центрах города, поэтому у всех неравнодушных мозырян есть отличная возможность оказать помощь.

Будьте бдительны!

Пока одни стараются сделать все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь, другие безжалостно и беспринципно обманывают добродушных граждан. При этом привлечь таких мошенников к ответственности практически невозможно, поэтому Мозырский РОВД предостерегает: большое количество мошенников проворачивают свои аферы в сети, а значит нужно всегда быть начеку. Они размещают в социальных сетях фото грустного ребенка, а под ним жалобную историю с подробным описанием смертельной болезни, данные о которой находят в справочнике с малоизученными заболеваниями.

Когда пользователи видят фото ребенка, нуждающегося в лечении, стараются не вникать в детали и буквально сразу отправляют деньги на счет или карту, которые указаны в тексте. При этом только единицы задумываются, что их деньги идут на счета мошенников, которых вообще не заботит судьба малыша.

Однако если пользователь начнет задавать наводящие вопросы, аферист ведет себя как убитый горем родитель, чувства которого задели. Настоящие благотворительные организации и фонды помощи всегда готовы предоставить все разъяснения и копии документов. Если после вашего вопроса разгорается конфликт в социальной сети, значит деньги собираются не для благих целей. Также эту схему часто используют, прикрываясь сбором денег на лечение животных.

В общем, рабочих схем у недобросовестных граждан много, и все они рассчитаны на доверие и отзывчивость людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы пожертвованные вами деньги действительно были направлены на благотворительность, не стесняйтесь проверять информацию и задавать вопросы.

Александра КИРИНСКАЯ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: